Ценность семьи как
важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, в передать их - только через детей.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в
процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого
ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых
- родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.
Жизнеобеспечение
детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам
экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее
время постоянно уделяется внимание.
Жизнь, здоровье и будущее ребенка целиком зависят от родителей
и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического
состояния планеты.
Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь
рассчитывает на их любовь и защиту.
В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию
о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого
человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие,
защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.
Конституция
РФ закрепила положение о том, что детство находится под
защитой государства, утвердила основные гарантии
жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т.
д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы
человека согласно общепринятым нормам международного права.
Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает,
что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей,
их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, их оскорбление или эксплуатацию.
Нарушением прав
ребенка считается:
Ø Лишение
свободы движения
Ø Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное
время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего).
Ø Применение физического насилия к ребенку
Ø Унижение
достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка - воспитывает в
ребенке озлобленность, неуверенность в
себе, комплекс неполноценности, занижение
самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
Ø Угрозы в адрес ребенка.
Ø Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
Ø Отсутствие
элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
Ø Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской
помощи.
Ø Отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Если
раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее
время согласно Семейному кодексу РФ (ст. 63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей,
подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое,
психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна
осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение
интересов детей является предметом основной заботы родителей.
Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали
от негативных последствий. В слабых руках малышей - наше с вами будущее, наш
завтрашний день.