ДОП Тико-мастера 5-7(8) лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7(8) лет «ТИКО-мастера». – г. Полевской. – 2022 г.
Руководитель:
Березина Ольга Юрьевна старший воспитатель МАДОУ ПГО «Детского сада № 65», ГО Полевской.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7(8) лет «ТИКО-мастера» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7(8) лет «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей
дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности через конструирование.

1

СОДЕРЖАНИЕ
I Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки рабочей программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и средств
реализации рабочей программы
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
III. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Кадровые условия
3.2. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы
3.3. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания рабочей программы
3.4. Планирование
3.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Педагогическая
диагностика

3
5
7
8
9

9
15
15
16

16
17
17
18

Литература
21
23

2

I Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 6 до 7(8)
лет «ТИКО-мастера» (далее по тексту - Программа) – учебно-методический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей детей старшего дошкольного возраста в развитии технического творчества и способностей
моделирования, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает
вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных
образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
По форме организации: программа реализуется в форме кружка
Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочный)
Программа реализуется на русском языке.
Направленность программы – техническая.
Отличительной особенностью данной программы является использование в обучении конструированию детей дошкольного возраста
Трансформируемого Игрового Конструктора «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между
собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и
т.д. Своеобразие предлагаемой программе придает формирование у детей в процессе обучения конструированию универсальных логических
действий.
Адресат программы - дети 6-7(8) лет без специального отбора.
Дополнительная образовательная программа «ТИКО-мастера» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и
развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное
увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания
математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и
тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные
представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с
другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические занятия учатся
преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий
учебной цели.
Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об
окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В процессе начального технического моделирования дети создают
различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности.
3

Актуальность: несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако
прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного
материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы
универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает
включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС,
так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных
областей: - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на
занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие:
координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как
процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и
сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и
созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской
и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования
объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение
дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Новизна: исследовательская техническая направленность обучения, которое базируется на современных образовательных технологиях, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Система практических заданий и
занимательных упражнений из программы позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников
пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.
Объем программы – для освоения стартового уровня обучения программы «ТИКО-мастера» запланировано 30 часов.
Уровень образования – дошкольное образование.
Формы обучения – очная.
Занятия проводятся в групповой форме. Наряду с групповой формы работы во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия
напряжения - физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом
способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ. Программа «ТИКО-мастера»,
объединяет несколько, видов деятельности: пальчиковую гимнастику, физминутки, практическую часть и обыгрывание поделок. Первая часть –
4

пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность, третья часть – игра с поделками. Раз в месяц педагог организовывает
выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Общее количество часов
в год – 30
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления как
в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и
тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и
зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные
логические действия.
Оценка качества реализации программы «ТИКО-мастера» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную (итоговую)
аттестацию обучающихся. В первые дни обучения проводится входной контроль определение направлений и форм индивидуальной работы с
обучающимися. Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня освоения
обучающимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в
формах, определенных данной программой. В структуру программы «ТИКО-мастера» включены оценочные материалы, которые отражают перечень
диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
Основанием для разработки Программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы
Цель Программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения окружающего мира через творческую активность,
развитие познавательных способностей дошкольников на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора ТИКО.
Задачи Программы:
o Обучающие
o Знакомить с окружающей действительностью.
o Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу.
5

o Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО и овладевать вариативными способами
соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи.
o Формировать умений детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели.
o формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
o Развивающие
o расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
o развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация и обобщение); умение выделять главное
o развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
o развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
o создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
o Развивать у детей умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать навыки
индивидуального и коллективного творчества.
o Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.
o Развивать мелкую моторику, речь, познавательную и исследовательскую активность детей.
o Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
o Воспитывающие
o формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
o Закреплять положительные эмоциональные чувства при достижении поставленной цели.
o Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования.
o Формировать навыки творческого мышления.
o Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
 обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
 изучение и конструирование различных видов многоугольников;
 обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
 обучение различным видам конструирования.
6



знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
 развитие комбинаторных способностей;
 совершенствование навыков классификации;
 развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
 воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять
особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки,
градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
 выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
 изучение и конструирование различных видов многогранников;
 исследование «объема» многогранников.
Развивающие
 формирование целостного восприятия предмета;
 развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
 развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
1.1.2. Принципы и подходы по реализации Программы
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий
для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее
интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей.
7

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее
структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая,
спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее
структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать
достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития.
-культурологический подход, В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в
культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании
образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты
содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет
рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)

Программа основывается на принципах:
уважения к личности ребенка;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
сотрудничества ДОУ с семьей;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы
и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
индивидуализацииопирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально
творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким
образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно
сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от
познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;
8

11) обогащение (амплификация) детского развития;
12) выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком
задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные
специфически детские виды деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и
поисковую деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты
решений);
13) доступность изучаемого материала;
14) систематичность, последовательность проведения занятий;
15) эмоционально-насыщенная тематика занятий;
16) проблемно-ситуативный характер заданий.
1.1.3. Значимые характеристики для формирования и реализации Программы
Предполагаемый состав групп – дети старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет.
Группы формируются по 10-12 человек.
Объем и срок освоения программы: 1 год обучения, 30 занятий.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы:
Модуль плоскостное моделирование
По окончании дети знают:
 различные виды
многоугольников;
 понятие о периметре
геометрических фигур.
По окончании дети умеют:
 конструировать многоугольники,
различные виды плоскостных фигур;
 владеть основами моделирующей
деятельности;
 сравнивать и классифицировать
фигуры по 2 - 3 свойствам;
 ориентироваться в понятиях
«направо», «налево», «по диагонали»;
 решать комбинаторные задачи;

2 год обучения (6-7(8) лет)
Модуль объемное моделирование
По окончании дети знают:
 различные виды многогранников;
 понятие о площади геометрических
фигур.
По окончании дети умеют:
 называть и конструировать
многогранники;
 владеть основами моделирующей
деятельности;
 сравнивать и классифицировать
фигуры по 2 - 3 свойствам;
 ориентироваться в понятии
«развертка»;
 сравнивать и анализировать
объемы различных геометрических тел;
9





выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;
считать и сравнивать числа от 1 до 20.





решать комбинаторные задачи;
выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа определяет содержание и организацию ТИКО-конструирования с детьми дошкольного возраста, обеспечивает развитие личности
детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Занятия по ТИКО-конструированию главным образом направлены на развитие личности ребенка дошкольного возраста, а также способностей
познавательных, изобразительных, коммуникативных, конструкторских, творческих.
Интегративный подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, воспитанники не только
пользуются знаниями, полученными из разных образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, но и углубляют их:
2 год обучения:
Ребенок изучает основные принципы работы простых механизмов, инженерного строения, планирования собственной постройки и её
прочности, раскрывает свой потенциал, фантазирует.
Курс «ТИКО-мастера» включает в себя:
- 2 год обучения: конструкторы ТИКО: «класс», «геометрия». «арифметика», «грамматика», «архимед», «шары». - конструкции для решения
конкретных задач.
Основные формы и методы ТИКО-конструирования:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции, схеме);
- практический(составление программ, сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый(выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
ТИКО-конструирование – это конструирование плоскостных и объемных моделей, разверток и других технических объектов.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
10

•
обучение анализу логических закономерностей и умению
делать правильные умозаключения на основе проведённого
анализа;
•
изучение и конструирование различных видов
многоугольников;
•
обучение планированию процесса создания собственной
модели и совместного проекта;
•
обучение различным видам конструирования.
•
знакомство с симметрией, конструирование узоров и
орнаментов.

•
развитие комбинаторных
способностей;
•
совершенствование
навыков классификации;
•
развитие умения мысленно
разделить предмет на составные
части и собрать из частей целое.

•
воспитание трудолюбия,
добросовестного и ответственного
отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к
человеку-творцу, умения
сотрудничать с другими людьми.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять
особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки,
градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
•
выделение многогранников из
предметной среды окружающего мира;
•
изучение и конструирование
различных видов многогранников;
•
исследование «объема»
многогранников.

Модуль «Объемное моделирование»
•
формирование целостного восприятия •
развитие умения сотрудничать,
предмета;
договариваться друг с другом в процессе
•
развитие конструктивного
организации и проведения совместных
воображения при создании постройки по
конструкторских проектов.
собственному замыслу, по предложенной или
свободно выбранной теме.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах,
планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных
объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др..
Обучение ТИКО-конструированию всегда из 4 этапов:
1 этап: соединяйся (установление взаимосвязей),
2 этап: собирай (процесс технического детского творчества),
3 этап: обсуждай (рефлексия и развитие);
4 этап: продолжай (открытость).
11

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и
обогащая свои представления.
Конструирование Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ТИКО базируется
на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование»
приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или
для создания своих собственных.
Процесс конструирования условно делят на 4 этапа:
1. постановка технической задачи;
2. сбор и изучение нужной информации;
3. поиск конкретного решения задачи;
4. материальное осуществление творческого замысла.
Этапы детского творчества
1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания
чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 %
случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости
желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в
реальность.
2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап
требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм,
пение, ритмика, музыка).
3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует
получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
4. Рефлексия и развитие Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют полученные представления . Они
укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое
влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели,
создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. На этом
этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.
 образовательная область «познавательное развитие»
Содержание психолого-педагогической работы направлено на познавательное развитие, обеспечивающее полноценную
жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление
существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и
12

личностному развитию ребёнка.
Задачи:
 Формировать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
 Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема.
 Формировать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части.
 Формировать умение создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.
 Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО.
2 год обучения
 продолжают изучать основные параметры тел: «длина», «ширина», «высота», «форма»;
 называют количество словами «больше», «меньше», «равно»;
 развивают навыки счёта;
 выполняют элементарные математические операции «прибавление» и «отнимание»;
 владеют основными навыками измерения, оценки, классификации;
 владеют понятием пространства, изображением объемных фигур;
 выполняют расчеты и построение моделей;
 работают с геометрическими фигурами;
 способны воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения);
 развивается математическое и пространственное мышление
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
1. Использование в работе с детьми ТИКО-конструктора, способствующего формированию образного и пространственного воображения,
развитию креативных способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
2. Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных количественных групп, дающих
возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
3. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на
занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со
сверстниками.
4. Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих конструктивные понятия.
5. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».
6. Организация речевого общения детей.
7. Использование ИКТ.
МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ РАБОТУ ПО ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЮ
Методы, повышающие познавательную активность:
 Элементарный анализ;
13

 Сравнение по контрасту и подобию, сходству
 Группировка и классификация
 Моделирование и конструирование
 Ответы на вопросы детей
 Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
Методы, вызывающие эмоциональную активность:
 Воображаемая ситуация
 Придумывание сказок
 Игры – драматизации
 Сюрпризные моменты и элементы новизны
 Юмор и шутка
 Сочетание разнообразных средств на одном занятии
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
 Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
 Перспективное планирование
 Перспектива, направленная на последующую деятельность
 Беседа
Методы коррекции и уточнения детских представлений
 Повторение
 Наблюдение
 Беседа
Организационные формы для социально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях организации совместной
деятельности со взрослыми и другими детьми, самостоятельной свободной деятельности:
 Конструирование практическое
 Конструирование из деталей конструкторов
 Конструирование по модели
 Конструирование по условиям
 Конструирование по образцу
 Конструирование по замыслу
 Конструирование по теме
 Конструирование по чертежам и схемам
14

Занятия по ТИКО-конструированию главным образом в познавательном развитии направлены на понятие пространства, изображение объемных
фигур, выполнение расчетов и построение моделей, работа с геометрическими фигурами; способность воспринимать внешние свойства предметного
мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения);
Ребенок умеет анализировать объект с точки зрения его практического использования, умеет комбинировать различные способы при
выполнение конструирования по замыслу, многофункционально использовать материал, сравнивать объекты по величине с помощью условной меры,
классифицировать фигуры по заданному признаку.
Параллельно решаются задачи других образовательных областей:
 образовательная область «речевое развитие»
•
умеют подготовить и провести демонстрацию модели;
•
учатся делать анализ заданий и обсуждать результаты практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование
о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании
выводов);
ребенок задает вопросы взрослому, использует разнообразные формулировки; проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстникам
с предложениями по конструированию, использует адекватные речевые формы; дает советы; рассказывает о собственном замысле, способе решения
проблемы; следует правилам речевого этикета; использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми
(договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве); использует объяснительную речь.
 образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
•
могут принимать решения, планировать действия, предвидеть их последствия, умеют обсуждать сходства и различия, способны
сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца;
•
формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
 сплочение детского коллектива на основе создания продукта творческой деятельности;
 умение работать в группе, учитывать мнение партнера;
 подготовку и проведение демонстрации модели;
 умение работать в группе;
 становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи,
создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы;
 образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Занятия по ТИКО-конструированию главным образом в художественно-эстетическом развитии направлены на использование художественных
средств, моделирование с учетом художественных правил.
Ребенок умеет правильно называть основные детали строительного материала, отбирает нужные детали для выполнения постройки, соединяет
несколько плоскостей в одну большую, использует архитектурные украшения, конструирует по схеме, модели, фотографии, использует коллективные
постройки в игре.
 образовательная область «физическое развитие»
 Развивать активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность.
 Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук.
15

 Подготовить руку ребенка к письму.
Организационные формы:
 Физкультминутки
 Пальчиковые игры
 Сюжетно-ролевая игра
 Игра драматизация
 Игра-инсценировка
 Беседа
 Рассказывание
 Обсуждение ситуации
 Коллективное творческое дело
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ
На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным
схемам, по замыслу, по теме.
 Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала
и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний,
способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование
по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие
переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
 Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту
модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования
по образцу.
 Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном
случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого
конструирования у детей формируется умение анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность
достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
 Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

16

 Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В
результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
 Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности:
они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
 Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок,
выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с
той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной
теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность.
Игровая. Переводит внешнее действие во внутренний план «замысел», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое
отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен процесс
обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку, сообразительность. Дети,
увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и учатся. В игре они решают свою собственную задачу.
Коммуникативный тренинг (развитие речи). Осуществляется на фоне игровой деятельности, требует артикулирования (словесного
оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в
совместной продуктивной деятельности).
Из сказанного видно, что культурные практики взаимодополняют друг друга в формировании общего движения ребенка к оформленному
замыслу и его результативному воплощению.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в
личном опыте;
 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

17

 «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
 поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов.
 проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска
решения возникающих проблем.
 поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает
дорожить.
 получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и
качеств предметов и их использованию, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.
п.).
 создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы
 создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим;
 создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает
волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений
 показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями:
приглашение на презентации технических изделий, подготовка фото-видео отчетов создания моделей, выставок, мультфильмов, оформление
буклетов, совместные занятия. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне МАДОУ.
Интернет ресурсы: сайт МАДОУ, интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный
потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня
продвинутости. Юные конструкторы вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по
конструированию творческих моделей, рассказывать о реализации своих проектов, расширяя конструкторское движение.
Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена.
Данную информацию и ссылки на веб-сайты они могут получить на сайте детского сада.

3.1.

Ш. Комплекс организационно-педагогических условий
Организационный раздел
Кадровые условия
18

Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности.
Программа
дополнительного
образования/
ФИО педагога
Направленность
«ТИКО-мастера»/
Березина Ольга
Юрьевна

Специалисты

Данные специалиста

Курсы повышения квалификации

Техническая
Старший
воспитатель

Образование –высшее
«Уральский
государственный
педагогический
университет»

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы и
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация предметно-развивающей среды является непременным компонентом элементом для осуществления педагогического процесса, носящего
развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное
становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.
Соблюдение строительных норм и правил (СанПиН, ГОСТ, ВСН)
Полезная площадь, которая используется для образовательного процесса
15,7 кв. м.
Флеш-накопитель.
1
Ноутбук, проектор, экран, колонка, доска
1
Оборудование и оснащение
Набор «Класс»(71 многоугольник)
10
Набор «Шары»
5
Комплект заданий к набору «Тико- конструктор»
10
Набор «Геометрия» (149 многоугольников)
5
Набор «Арифметика» (цифры, знаки, 145 деталей)
5
Набор «Грамматика» (буквы, знаки препинания 222 детали)
5
Набор «Архимед» (146 деталей)
5
19

Столы

4

Стулья

15
3.3. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания

















Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
«Периметр».
«Каталог геометрических фигур и тел».
«Объем».
«Многоугольники».
«Симметрия».

3.4. Планирование
Данный курс рассчитан на 1 год 30 учебных часов. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин.,
Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников, и составляет 1 раз в неделю.
Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста.
3.4.1. Учебно-тематический план
Таблица 1
№
1

2 год обучения
Название темы
Плоскостное моделирование

Всего часов
14
20

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2
2.1
2.2

Геометрические фигуры и их свойства
Исследование форм и свойств многоугольников
Сравнение и классификация
(по двум – трём свойствам)
Выявление закономерностей (конструирование узоров и орнаментов)
Пространственное ориентирование
Комбинаторика
Периметр
Площадь
Выделение части и целого
Объемное моделирование
Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе
пирамиды
Исследование и моделирование предметов на основе призмы

1
1
2
1
2
1
2
2
2
16
2
2

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе
3
октаэдра
2.4
Тематическое моделирование
9
Итого
30
В модуле «Плоскостное моделирование» дети учатся различать, сравнивать детали конструктора, составляют тематические фигуры способом
приложения деталей друг к другу, пробуют соединять детали конструктора; выполняют логические задания, классифицируя детали по цвету, форме и
размеру.
В модуле «Объемное моделирование» работа с конструктором ограничивается сопоставлением плоских и объемных предметов, конструкций.
2.3

1. Модуль «Плоскостное моделирование»
1.1 Геометрические фигуры и их свойства
(1 ч)
1.2 Исследование форм и свойств
многоугольников (1 ч)
Сравнительный анализ и
конструирование многоугольников.
Сказка «Геометрический лес» - находим в
геометрическом лесу заданные фигуры.
Понятия: «многоугольник», «пятиугольник»,

2. Модуль «Объемное моделирование»
2.1Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе
пирамиды (2 ч)
Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной пирамид.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих
форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки.
Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование
египетских пирамид.
2.2
Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе
призмы (2 ч)
21

«шестиугольник», «семиугольник»,
«восьмиугольник». Определение фигур с
помощью ощупывания. Конструирование
животных для геометрического леса по схеме.
1.3 Сравнение и классификация (2 ч)
Сравнение и классификация по двум –
трем свойствам.
Поиск фигур по словесному описанию. Игра
«Конфетная фабрика» (см. приложение № 5).
Диктант для конструирования «Собака».
1.4 Выявление закономерностей.
Конструирование узоров и орнаментов (1 ч)
Декорирование объемных фигур
симметричным узором или орнаментом.
Составление плоскостного узора на основе
симметрии. Трансформация узора в объемной
фигуре. Конструирование предметов посуды.
1.5 Пространственное ориентирование (2
ч)
Соединение деталей в заданной
последовательности - «вверх», «вниз»,
«справа», «слева», «по диагонали».
Диктанты для конструирования «Черепаха»,
«Слон», «Верблюд». Конструирование по
собственному замыслу – тема «Экзотические
животные».
1.6 Комбинаторика (1 ч)
Комбинирование четырех фигур.
Вычисление нескольких вариантов
комбинирования с использованием четырех
фигур (см. приложение № 7). Конструирование
по схеме «Сова».
1.7 Периметр (2 ч)
Конструирование фигур и сравнение их
периметров.

Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной призмы.
Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих
форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки.
Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование
замков и крепостей.
2.3
Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе
сложных многогранников (3 ч)
Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с
аналогичными предметами.
Понятия «многогранник», «октаэдр», «грань», «ребро», «вершина». Конструирование
октаэдра из развертки. Конструирование предметов окружающего мира, имеющих форму
октаэдра.
2.4 Тематическое конструирование (9 ч)
«Солнечная система»;
«Парк развлечений»;
«Транспорт»;
«Мой любимый город», «Океанариум»;
«Домашние животные»; «Экзотические животные»; «Техника»;
«День Победы. Военная техника».

22

Конструирование фигур различных периметров
из квадратов (см. презентацию «Периметр»).
Конструирование по контурной схеме
«Соловей».
1.8 Площадь (2 ч)
Конструирование фигур и сравнение их
площадей.
Конструирование фигур из квадратов и
сравнение их площадей (см. презентацию
«Площадь»). Конструирование по контурной
схеме «Соловей».
1.9 Выделение частей и целого (2 ч)
Выделение заданного количества фигур из
множества.
Работа с множеством чисел от 0 до 20. Поиск
фигур определенного количества и формы.
Конструирование по заданным условиям.
Классификация:
Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискутирование, приведение доказательств, участие в диалоге.
Логические задачи и задания на пространственное мышление: Конструирование одних геометрических фигур из других; составление
логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного
периметра, площади; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2 – 3 признакам
(цвет, форма, размер).
Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их
конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе
ассоциативно-образного мышления).
Тематическое конструирование
в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Солнечная система», «Парк развлечений», «Транспорт», «Мой любимый город»,
«Океанариум», «Домашние животные», «Экзотические животные», «Техника», «День Победы. Военная техника».
Условия набора детей в группы: принимаются все желающие, в возрасте 5 – 7(8) лет – наполняемость до 12 человек.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
3.4.2. Учебный план образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год
23

Образовательна
я деятельность
Кружок «Тикомастера»
Кружок «Тикомастера»

Вид
образовательной
деятельности

Модуль

Познавательное
развитие,
конструирование

Плоскостное
моделирование

Познавательное
развитие,
конструирование

Объемное
моделирование

Объем
нагрузки в
неделю
(количество)
1

Объем нагрузки в год (количество)

14

1

16

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа
дополнительного
образования/
ФИО педагога
место проведения
Направленность
«ТИКО-мастера»
Зотка Наталья
Валерьевна,
физкабинет

Группа /возраст
детей

Понедел
ьник

Вторни
к

Среда

Четверг

Пятница

Техническая
Старший
дошкольный
возраст,
(от 5 до 7 лет)

11.0011.30

15.15-15.45

Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии, секции
3.4.3. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Программа

Годовой цикл

Объединение (группа)

24

дополнительного
образования/
направленность
по выбору
« ТИКО – мастера»

месяц

неделя

НОД (мин.)

сентябрь

III
IV
2 нед
I
II
III
IV
V
5 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
3 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II

1 (25-30)
1 (25-30)
2 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
5/150
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25)
1 (25)
1 (25)
3/75
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25-30)
1 (25-30)

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

25

III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед

апрель

1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120

3.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Итоговая работа по дополнительной образовательной деятельности проводится в форме выставок работ и фото отчетов на сайте ДОУ
ежемесячно и диагностики, проводимой в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
3.5.1. Педагогическая диагностика

Рефлексия

Реализация

Планирование

Отношение к
конструктивно
й деятельности
Целеполагание

Рефлексия

Реализация

Фамилия имя ребенка

Планирование

Плоскостное моделирование

1 год обучения
Объемное моделирование

Отношение к
конструктивно
й деятельности
Целеполагание

Содержание педагогической диагностики включает мониторинг навыков самостоятельного конструирования по двум модулям «Плоскостное
моделирование» и «Объемное моделирование». Для сбора диагностических данных используется метод педагогического наблюдения за
деятельностью детей, анализ продуктов деятельности. В диагностические карты заносятся достижения детей.

Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3-бальной системе: высокий уровень (оптимальный) – ребенок
самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает ее и сразу исправляет; средний
(достаточный) – ребенок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной-двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении
незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет ее; низкий (критический) – ребенок справляется
26

только с частью заданий, ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с
помощью взрослого.
Показатели определения уровня овладения детьми конструктором «ТИКО».
Высокий

Средний

Отношение к
конструктивной
деятельности

Ребенок проявляет
инициативу и
творчество при работе с
конструктором

В большинстве случаях
ребенок проявляет интерес
к конструктивной
деятельности

Интерес к конструктивной деятельности
неустойчив, слабо выражен.

Целеполагание

Самостоятельно видит
образ. Активно
высказывает
предложения.

Не всегда понимает задачу. Малоактивен в выражении идей.

Планирование

Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно выбирает
детали для
самостоятельной
деятельности.
Действует планомерно.
Помнит о цели работы
на протяжении всей
деятельности.

Видит образ иногда
самостоятельно, иногда с
небольшой подсказкой
взрослого. Ребенок
высказывает предложения
самостоятельно или с
небольшой помощью
других (сверстников,
взрослого).
Принимает активное
участие при планировании
деятельности совместно со
взрослым.

Реализация

Низкий

Стремление к самостоятельности не выражает. Допускает ошибки
при подборе деталей.

В большинстве случаях
Тяготеет к однообразным, примитивным конструкциям. Ошибается
ребенок помнит о цели
в подборе деталей.
работы на протяжении всей
деятельности. Доводит дело
до конца при небольшой
помощи взрослого.
27

Рефлексия

Формулирует в речи,
достигнут или нет
результат, замечает
неполное соответствие
полученного результата
гипотезе.

В большинстве случаях
формулирует в речи,
достигнут или нет
результат, иногда не
замечает неполное
соответствие результата
гипотезе.

Затрудняется сделать вывод, достигнут или нет результат, часто не
замечает не соответствие полученного результата гипотезе.

Литература:
1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
6. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ:
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором
ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».