ДОП Послушные волны третья волна

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Послушные волны - третья волна». – г. Полевской. – 2022 г.
Составитель:
Н.И.Нурдинова, педагог дополнительного образования;
Березина О.Ю., старший воспитатель МАДОУ ПГО «Детского сада № 65», Полевской ГО.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Послушные волны - третья волна» обеспечивает вариативность
образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на
удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Послушные волны - третья волна» разработана с целью развития
функциональных возможностей детского организма, укрепления здоровья, умения плавать детей дошкольного возраста
посредством активизации их физкультурно-спортивной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

I Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1. Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
1.1.1. Цель, задачи программы
1.1.2. Принципы обучения
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе возрастные возможности детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты дополнительной образовательной программы

3
4
4
5
9

II Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Послушные волны-третья волна»
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Программы
2.2. Объем содержания
2.3. Учебно-тематическое планирование
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

10

III Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной
программы «Послушные волны-третья волна»

18

3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Обеспеченность методическими материалами
3.3. Планирование образовательной деятельности
3.3.1. Учебный план.
3.3.2. Календарный учебный график
3.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
3.5. Педагогическая диагностика (аттестация)
Литература

10
11
11
12

18
20
20
20
20
21
29

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
I.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 6 до
7 лет «Послушные волны - третья волна» (далее по тексту - Программа)– учебно-методический документ образовательного учреждения,
направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей среднего дошкольного возраста в физическом развитии,
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обеспечивает вариативность
образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных
образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
По форме организации: программа реализуется в форме спортивной секции
Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочный)
Программа реализуется на русском языке.
Направленность программы– физкультурно-спортивная.
Отличительной особенностью данной программы является использование в обучении плаванию детей дошкольного возраста элементов
спортивного плавания, прыжков и поворотов в воде, комплекс дыхательных упражнений на суше и коррекционных в воде. Своеобразие
предлагаемой программе придает формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков,
коммуникативной компетентности, развитие психических познавательных процессов, умений оказать первую помощь на воде.
Адресат программы - дети 6-7 лет и (или) одного уровня владения навыками без специального отбора.
Программа «Послушные волны - третья волна» предусматривает формирование у детей в процессе обучения элементарных технических
навыков, коммуникативной компетентности, развитие физических и морально-волевых качеств дошкольников. Кроме того, она ориентирована
на гармоничное развитие всех мышц тела ребенка, укрепление его опорно-двигательного аппарата, повышение функций сердечно-сосудистой и
дыхательной систем.
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет
большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение; развивает физические качества
занимающихся: силу, гибкость, выносливость, ловкость, быстроту.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия
для воспитания смелости, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение
плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию у занимающихся чувства сознательной дисциплины, организованности,
настойчивости, трудолюбия, смелости, силы воли и уверенности в своих силах.
Эмоциональное значение заключается в снятии психологической и стрессовой напряженности, создании оптимистического настроения.
Оздоровительно-гигиеническое значение плавания состоит не только в воздействии физических упражнений на организм, но и в
благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активирует
обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует терморегуляцию,
закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при
плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и учения оказывать помощь на

воде.
Лечебное значение плавания особенно наглядно проявляется у детей с нарушениями осанки. При плавании происходит естественная разгрузка
позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.
Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство
правильной осанки.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании
ребенка, важностью спортивного образования и двигательной деятельности для социального развития ребенка, укрепляет здоровье, формирует и
развивает мысли, чувства, эмоции, поведение, содействует разностороннему физическому развитию, физическому образованию, развитию
двигательных навыков и умений, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет
возможности опорно-двигательного аппарата, следствием чего происходит снижение заболеваемости.
Новизна: Программа включает в себя не только обучение технике плавания, но и является лучшим средством профилактики простудных
заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для улучшения работы системы
органов кровообращения, развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Плавание с «нырянием» улучшает умственную
работоспособность, помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни
опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Объем программы – для освоения стартового уровня обучения программы «Послушные волны - третья волна» запланировано 28 часа.
Уровень образования – дошкольное образование;
Форма обучения – очная.
Оценка качества реализации программы «Послушные волны - волна» включает в себя текущий контроль, промежуточную (итоговую)
аттестацию (педагогическую диагностику) обучающихся. В первые дни обучения проводится входной контроль определение направлений и
форм индивидуальной работы с обучающимися. Текущий контроль проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля
уровня освоения обучающимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Педагогическая диагностика
обучающихся проводится в формах, определенных данной программой. В структуру программы «Послушные волны - третья волна» включены
оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися
планируемых результатов.
Услуга оказывается Учреждением в форме групповых занятий (количество обучающихся в группе –8-10 человек), периодичность - 1
занятие в неделю не более 30 минут в период с октября по апрель.
Основанием для разработки Программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Новизна: Программа включает в себя не только обучение технике плавания, но и является лучшим средством профилактики простудных
заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для улучшения работы системы

органов кровообращения, развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Плавание с «нырянием» улучшает умственную
работоспособность, помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни
опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Формы подведения итогов реализации Программы (отчета):
- итоговое и промежуточное занятие (для родителей), дети которых посещают занятия по плаванию в данном дошкольном учреждении;
- оформление стендов в группах по результатам мониторинга
1.1.1.
Цель, задачи программы: Цель:
•
Обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, стартов и поворотов
•
Разносторонняя физическая подготовка на суше
•
Развитие двигательных качеств
•
Овладение теоретическими знаниями по плаванию, основами режима дня спортсмена
•
Укрепление здоровья детей
•
Формирование у детей интереса к занятиям спортом
•
Выявление одаренных детей для дальнейших занятий плаванием.
Задачи:
Оздоровительные задачи охрана и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование
опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому
образу жизни.
Образовательные задачи формирование двигательных умений и навыков, развитию психофизических качеств (силы, быстроты,
гибкости, ловкости), формирование знаний о способах плавания, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности
двигательных действий; развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательные задачи воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства
собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
1.1.2. Принципы обучения:
1.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что
регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
2.
ДОСТУПНОСТЬ. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны
быть доступны детям.
3.
АКТИВНОСТЬ. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо
применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать
интересным процесс обучения.
4.
НАГЛЯДНОСТЬ. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений. Полезны в
обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д
5.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны

предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним
приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий,
покажите способы плавания и расскажите о них.
Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно
и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и развлечения в воде. Игры и
упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством
начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения
и соревнования.
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе возрастные возможности детей дошкольного возраста
Возраст детей:
Программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
физическому направлению.
Возрастные возможности 6-7 лет
Седьмой год жизни ребенка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата
органическими элементами, то скелет старших дошкольников все еще эластичен и подвержен деформации.
Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы
туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. Сила мышц кисти рук увеличивается до 13—15 кг к 7 годам. Сила мышц
туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза: с 15—17 кг (в 3— 4 года) до 32—34 кг.
К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к
шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2—7 раз, а при беге — еще больше. По
данным специалистов, легочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей 6—7
лет характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в легких.
Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что
резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только
намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.
На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной
деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других
рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При
выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении
заданий, для них важен результат.
Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими
упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.
Освоение содержания программы оценивается по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждой
возрастной группы. Перед началом проведения занятий с детьми преподаватель знакомиться с состоянием здоровья каждого ребенка, узнает его
принадлежность к медицинской группе (основной, подготовительной или специальной). С детьми, отнесенными по состоянию здоровья к

подготовительной и специальной медицинским группам, при оценке уровня их плавательной подготовленности необходимо учитывать
рекомендованные противопоказания к выполнению отдельных видов упражнений.
Учет особенностей в здоровье при организации занятий физической культурой
Проблема со
здоровьем
Нарушение
осанки

Рекомендуется

Нежелательно

Контроль осанки у стенки, с приседаниями.
И.п. — лежа на спине, животе, упор на коленях, четвереньках.
Упражнения в равновесии, на координацию.
Подвижные игры с тренировкой правильной осанки («Паук и
мухи»)

Упражнения на скручивание. Ограничить бег,
упражнения из И. п, сидя, прыжки.
Упражнения на повышение мо- бильности
позвоночника и рас- тяжку

Босохождение, корригирующие упражнения, упражнения с
массажерами, роликовыми досками, ходьба по неровной
поверхности.
Плавание
Специальные виды ходьбы — на пятках, наружном крае стопы,
носках и т. п.
Упражнения с захватыванием предметов пальцами ног. Массаж
стопы

Длительный медленный бег, спрыгивание.
Ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков
(по рекомендации врача), ходьба на внутренней
стороне стоп

Заболевание
органов
дыхания

Упражнения на тренировку полного дыхания с удлиненным
вдохом, звуковая гимнастика.
Упражнения для верхнего плечевого пояса, ходьба, бег.
Подвижные игры большой и средней степени подвижности,
упражнения с
отягощением

Сложно
координированные упражнения.
Упражнения в быстром темпе; на задержку
дыхания
и натуживание.
Ограничения в использовании спортивных
сооружений

Заболевание
сердечнососудистой
системы

Ходьба по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный Упражнения
с
задержкой дыхания,
равномерный медленный бег.
резким изменением
Плавание.
темпа
и
положения
тела, длительным
статическим

Плоскостопие

ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и
нижние конечности. Круговые вращения в плечевых суставах,
боксирование, попеременные выпады с покачиванием.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания

напряжением.
Бег на длинные дистанции. Прыжки, силовые
упражнения.
Участие
характера

Болезни
органов
пищеварения

Заболевания
почек и
мочевыводящих
путей

Заболевания
нервной
системы

играх соревновательного

ОРУ без резких движений и без упражнений, вызывающих
сотрясение организма.
Элементы спорта.
Специальные упражнения на больших гимнастических мячах.
Упражнения в диафрагмальном дыхании, для мышц брюшного
пресса

Подскоки, прыжки, упражнения с натуживанием.
Умеренные нагрузки на мышцы брюшного пресса,
упражнения из И. п. лежа на животе

Упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних
конечностей, спины, И. п. лежа на спине, боку, стоя на
четвереньках.
Массаж живота, затылочной части головы.
Психогимнастика, упражнения в расслаблении.
Дыхательные упражнения

Плавание, ходьба на лыжах, подвижные игры на
воздухе Ограничить время пребывания в воде при
занятиях плаванием. Акробатические упражнения

Упражнения на выносливость.
Ритмическая гимнастика (А.И.Бурениной).
Прикладные упражнения.
Игровая форма проведения занятий.
Различные виды психогимнастик.
Упражнения на релаксацию
Попеременные выпады с покачиванием.
Упражнения на развитие
диафрагмального дыхания

Двигательные парадоксы,
Сложно координированные
Движения и упражнения
(например, равновесие на
скамейке).
Ограничить время подвижных игр, требующих
высокого эмоционального напряжения (игрысоревнования)

1.2. Планируемые результаты дополнительной образовательной программы
«Послушные волны- третья волна»
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ»
1.

в

Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.

2.
3.
4.
5.

Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.
Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.
Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.
Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.

МОДУЛЬ «ПЛАВАНИЕ»
1.
Упражнение «Торпеда» на груди или на спине.
2.
Плавание кролем на груди в полной координации.
3.
Плавание кролем на спине в полной координации
4.
Плавание произвольным способом
5.
Условия проведения занятий:
II СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Послушные волны - третья волна»
Содержание раздела «Плавание» построено на трех составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение
спортивным способам плавания.
Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и
профилактику заболеваний, правила ухода за своим телом.
Разминка в «сухом» бассейне не входит в занятие по плаванию, так как отделена от основной нагрузки гигиеническими процедурами.
Температура воды в плавательном бассейне поддерживается в пределах –30-32 градусов, воздуха: 28 –30 градусов
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Основные формы работы с детьми во время занятий: дыхательная гимнастика на суше и в воде; игровые и общеразвивающие
упражнения на суше и воде; индивидуальная работа; отработка техники движений на суше и воде; подвижные игры на воде.
Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как
одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию. Организация образования осуществляется в соответствии с возрастом и
интеграцией взаимосвязанных модулей программы: «Плавание» и «Здоровье».
Модуль «Плавание» включает:

Начальное обучение плаванию;

Ориентирование в воде;

Обучение спортивным способом плавания.

перечень упражнений и игр для освоения определенного уровня программы.
Модуль «Здоровье» включает:

Правила безопасного поведения на воде;

Упражнения и игры, ориентированы на оздоровление и профилактику заболеваний;

Правила ухода за собой, своим телом;


Оказание первой медицинской помощи при проблемах на воде.
Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольника.
Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком
физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.
Сроки реализации. Данная программа рассчитана на 1 год.
Методы организации и проведения образовательного процесса
Словесные методы:
o Описание
o Объяснение
o Рассказ
o Разбор
o Указание
o Команды и распоряжения
o Подсчѐт
Наглядные методы:
o Показ упражнений и техники плавания
o Использование учебных наглядных пособий
o Видеофильмы, DVD, слайды
o Жестикуляции
Практические методы:
o Метод упражнений
o Метод разучивания по частям
o Метод разучивания в целом
o Соревновательный метод
o Игровой метод
o Непосредственная помощь тренера-преподавателя
Основные средства обучения
МОДУЛЬ ЗДОРОВЬЕ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ НА СУШЕ
Задачи:
1.
организовать детей;
2.
подготовить организм к предстоящей нагрузке;
3.
способствовать развитию функциональных возможностей организма, укреплению мышечного корсета;
4.
содействовать развитию физических качеств.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (подбор в зависимости от вида занятия, решаемых задач, возраста
детей) могут проводиться как на суше, так и на воде.
МОДУЛЬ ПЛАВАНИЕ
УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ
Задачи:
1.
Помочь детям освоиться с новой, необычной средой.
2.
Научить детей погружаться в воду на задержке дыхания, лежать на ней, скользить, плавать при помощи движений рук, ног
разнообразными способами, нырять.
Формы образовательной деятельности
Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как
одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию.
Виды занятий по плаванию:

традиционное;

сюжетно-игровое (проводится по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе);

тренировочное (закрепление приобретенных навыков плавания - обеспечивает возможность многократно повторить
упражнение, потренироваться в технике выполнения);

занятие, построенное на одном способе плавания (задания по изучению, закреплению или совершенствованию техники плавания
каким-либо способом);

игровое (построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет);

занятие по аква-аэробике (включают физические упражнения в воде под музыку, сочетая, элементы плавания, гимнастики,
стретчинга, силовые упражнения);

контрольное занятие.
Характеристика основных навыков плавания.
Навык

Характеристика

Ныряние

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и
передвигаться, знакомят с подъемной силой.
Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит
преодолевать чувство страха
Позволяет почувствовать не только статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и
ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует
другие навыки, способствует развитию выносливости.

Лежание
Скольжение

Контролируемое
дыхание

Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает
дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками.

Структура занятия по плаванию:
Подготовительная часть. Построение занимающихся, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных
общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться в воде), знакомство с подвижными играми
Основная часть. Изучение нового материала, закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр,
эстафет.
Заключительная часть. Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Свободное плавание, индивидуальная работа. Подведение итогов
занятия.
ИГРЫ НА ВОДЕ

2.2.Объем содержания по модулю «Плавание»
МОДУЛЬ ПЛАВАНИЕ «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» возраст 6-7 лет
Задачи:
1.
Продолжать совершенствовать движения ног в плавании способом кроль на груди,
спине;
2. Изучать движения ног способом брасс;
3.
Обучать плаванию способами брасс, дельфин в полной координации;
4.
Закреплять и совершенствовать навык плавания при помощи движений рук с дыханием
всеми способами.
5.
Закреплять и совершенствовать навык плавания кролем на груди, спине, комбинированными
способами в полной координации;

6.
Учить плавать под водой;
7.
Обучать прыжкам в воду с возвышенности, подставки;
8.
Поддерживать желание нырять, обучать правильной технике ныряния;
9.
Учить расслабляться на воде, обучать способам отдыха;
10. Поддерживать выбор ребенком способа плавания, уважать его индивидуальные
предпочтения.
Упражнения и игры
Скольжение с различным положением рук, «Торпеда», с различным положением рук, ныряние, плавание при помощи движений ног, рук в
согласовании с дыханием, в полной координации кролем на груди, спине, комбинированными способами.
Игры «У кого больше пузырей», «Салки с предметами, фиксированным положением на воде»,
«Охотники и утки», «Белые медведи», «Невод», «Веселые ребята», «Пушбол», «Удочка», «Переправа», «Разноцветные мячи», эстафеты,
«Водное поло».
Объем содержания по модулю «Здоровье»
МОДУЛЬ ЗДОРОВЬЕ «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» возраст 6-7 лет
Задачи:
1.
Способствовать укреплению здоровья
ребенка, его гармоничному психофизическому развитию;
2.
Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку;
3.
Повышать работоспособность организма;
4.
Обучать приемам самопомощи и помощи тонущему;
5.
Приобщать к ЗОЖ;
6.
Формировать гигиенические навыки;
быстро, аккуратно раздеваться, одеваться;
правильно мыться под душем, оказывать помощь друг другу, пользоваться индивидуальными губками;
насухо вытираться;
осторожно сушить волосы феном;
следить за чистотой принадлежностей для бассейна
2.3. Учебно-тематическое планирование
№
1
2

Месяц

Неделя

Тема
Напоминание правил поведения в бассейне. Игры
1 неделя на воде. Входная диагностика. Плавание
произвольным способом.
Игры на воде. Закрепление навыков плавания
2 неделя при помощи движений ног

Всего
занятий
1
1

3
4
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Игры на воде. Закрепление навыка плавания кролем
3 неделя на спине.
Октябрь 4 неделя Игры на воде. Плавание в ластах кролем.
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
1 неделя способом дельфин.
Игры на воде. Упражнять детей в длительном
2 неделя нахождении под водой.
Игры на воде. Закрепление пройденного
3неделя материала
Игры на воде. Обучение плаванию способом
Ноябрь
4неделя дельфин в полной координации.
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
1 неделя способом дельфин в полной координации.
Игры на воде. Изучение движений ног способом брасс.
2 неделя
Игры на воде. Дальнейшее изучений движений ног
3неделя способом брасс.
Игры на воде. Закрепление пройденного материала.
Декабрь 4 неделя
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
2 неделя при помощи движений брасом.
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
3 неделя дельфином в полной координации.
Игры на воде. Закрепление и совершенствование
Январь
4 неделя изученных способов плавания.
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
1 неделя способом брасс в полной координации.
Игры на воде. Прыжки с погружением в воду с
2 неделя задержкой дыхания.
Игры на воде. Закрепление и совершенствование
3 неделя изученных способов плавания.
Февраль 4 неделя Игры на воде. Обучение плаванию под водой.
Игры на воде. Дальнейшее обучение плаванию
1 неделя под водой с открытыми глазами.
2 неделя Игры на воде. Плавание под водой.
3 неделя Игры на воде. Бег с погружением в воду.
Игры на воде. Совершенствование изученных
4,5 неделя способов плавания.
Март
1 неделя Игры на воде. Обучение приемам самопомощи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

29
30

Апрель
Всего

Развлекательные игры на воде. Произвольное
2 неделя плавание. Открытое занятие для родителей
Подготовка и сдача норм этапа обучения плаванию.
3,4 неделя Итоговая диагностика

1
2
28

График прохождения учебного материала «Послушные волны - третья волна» (дети 6—7 лет)
Содержание
занятий
1. Вводная беседа
2. ОРУ
3. Специальные
упражнения:
4. Подготовительные
упражнения
по
освоению с водой
(передвижения,
скольжения,
дыхание)
5. Совершенствование
движений ног в
плавании способом
кроль на груди,
спине
и
6. Закрепление
совершенствование
движений рук в
плавании
способами кроль на
груди, спине, брасс,
дельфин
—
в
согласовании
с
дыханием

1-2 3-4 5 6-8 910

11 14 16 18- 20- - - 19 21
13 15 17

№ занятия
22 23- 25 26 2724
28

+
+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

и +
7. Закрепление
совершенствование
навыка
плавания
кролем на груди,
спине в полной
координации
и +
8. Закрепление
совершенствование
навыка
плавания
комбинированными
способами (руки
— брасс, ноги —
кроль; руки —
дельфин, нога —
кроль)
в
согласовании
с
дыханием
9. Изучение движений
ног способом брасс
10 Обучение
плаванию способом
брасс в полной
координации
11 Дальнейшее
обучение плаванию
при
помощи
движений
ног
способом дельфин
12 Обучение
плаванию способом
дельфин в полной
координации
13 Обучение
плаванию
под
водой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14 Обучение приемам
самопомощи
и
помощи тонущему
+
15 Развитие
физических качеств
+
16 Игры, эстафеты в
воде
+
17 Индивидуальная
работа
18 Тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

Перспективное планирование занятий «третья волна»
№ задачи Занятия
№1-5
Обучающ 1.Совершенствовани
ие
е движений ног в
плавании способом
кроль на груди.
спине.
2.Закрепление и
совершенствование
навыка плавания при
помощи движений
рук способами кроль
на груди, спине,
брасс, дельфин — в
согласовании с
дыханием.
3.Закрепление и
совершенствование
навыка плавания
кролем на груди,
спине в полной
координации
4.Закрепление
навыка плавания при

Занятия
№6-10
1.Обучение плаванию
при помощи
движений ног способом
брасс. 2.Обучение
плаванию способом
брасс, дельфин в
полной координации.
3.Закрепление и
совершенствован ие
изученных способов
плавания

Занятия
№11—14
1. Обучение плаванию под водой.
2.Обучение приемам самопомощи и
помощи тонущему. 3.Закрепление и
совершенствование изученных
способов плавания

Занятие
№15
Подготовка и сдача норм третьего
этапа обучения плаванию

помощи движений
ног способом
дельфин.
5.Закрепление и
совершенствование
навыка плавания
комбинированными
способами (руки —
брасс, ноги —
кроль; руки —
дельфин, нога —
кроль)

Оздоро
вите
льные

1. Укрепление
мышечного корсета,
силы мышц рук, ног.
2.Закаливание
организма

Развива
ющие

Развитие внимания,
силы, быстроты

Воспита
тельные

1.Воспитание
воли, выдержки
2. Воспитание
выдержки

1.Укрепление дыхательной
мускулатуры.
2.Улучшение подвижности
грудной клетки.
3.Увеличение резервных
возможностей дыхания
Развитие выносливости
Воспитание
целеустремленности,
сообразительности

1. Повышение функциональных
возможностей организма, прежде
всего сердечно- сосудистой и
дыхательной систем

Активизация обменных процессов,
работы центральной нервной
системы

Развитие гибкости ловкости

Развитие выносливости

Воспитание
настойчивости в достижении цели,
честности

Воспитание
уверенности в своих силах,
сдержанности

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. В соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Позиция педагога поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление дошкольника получить
доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей.
Возрастная категория детей с 6 до 7(8) лет (старший дошкольный возраст)
В развитии детской инициативы педагог обращает внимание на следующие задачи:
 В ходе занятий терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
 «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
 поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению положительной самооценки, которой ребенок
начинает дорожить.
 создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим;
 создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи,
развивать волю, поддерживает желание преодолевать трудности, нацеливать на поиск новых, творческих решений;
 Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обрести уважение и признание взрослых и сверстников.

III Комплекс организационно-педагогических условий
Организационный раздел
3.1.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Общая
полезная
площадь
Площадь зеркала воды
в бассейне
Полезная площадь на
одного ребенка
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
1.
Обходные резиновые дорожки.
Обучение
плаванию
2.
Массажные коврики.
3.
Термометр комнатный.

115 кв.м.
28 кв.м.
14,4 кв.м.

4.
Термометр для воды.
5.
Секундомер.
6.
Судейский свисток.
7.
Магнитофон.
8.
Плавательные доски
9.
Резиновые надувные круги.
10.
Надувные манжеты или нарукавники.
11.
Ласты.
12.
Очки.
13.
Плавающие надувные и резиновые игрушки, отражающие
принадлежность к жизни на воде (утки, рыбки и т. д.) или к
определенной деятельности (лодка, пароход и т. д.).
14Тонущие игрушки, предметы (шайбы, кольца) для освоения
ныряния
15.Надувные резиновые мячи разных размеров.
16.Наглядные пособия, карточки-схемы.
17. Видео материал о технике спортивных способов плавания.
18.Фотографии техники плавания способом кроль на груди,
способом кроль на спине.
19.Раздаточный материал для обучающихся и их родителей:
а) Правила поведения в бассейне.
б) Что нужно для занятий плаванием
( спортивная форма, инвентарь, дни и часы посещения занятий,
ФИО инструктора по плаванию).
3.2.Условия реализации дополнительной образовательной программы:
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. для организации плавания необходимы определенные условия.
Для детей до 7 лет температура воды в бассейне – 30-32 градуса С. Температура помещения – 31-33 градус С.
Влажность – 65%. Температура в раздевальной и душевой – 25 С. Количество детей – 6-8 чел.
Площадь зеркала воды на 1 ребенка до 7 лет – 3м3. Глубина бассейна – 0,5-0,7 м.
Принадлежности для посещения бассейна: полотенце 50х100 см; мыло; губка предоставляются детям в бассейне.
Принадлежности для посещения бассейна: махровый или фланелевый халат с капюшоном;
в индивидуальном пакете: купальные плавки; силиконовая шапочка.

В плавательном бассейне работают следующие специалисты:
Инструктор по плаванию;
Медсестра;
Младший воспитатель;
Вся ответственность за жизнь, здоровье и безопасность занимающихся в бассейне возлагается на инструктора по физической культуре,
непосредственно проводящего занятия с группой.
Допуск к занятиям осуществляет медицинская сестра.
Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности.
Программа
дополнительного
образования/
ФИО педагога
Направленность
«Послушные волны
– третья волна»/
Нурдинова Наталья
Ивановна

Специалисты

Данные специалиста

Курсы повышения квалификации

Физкультурно-спортивная
Педагог
Образование –высшее
Методика и практика образовательной деятельности с детьми с
дополнительного "Краснодарский
ОВЗ в ДОО (16 час) (2018 г.)
образования
государственный институт
физической
культуры"преподаватель физической
культуры-тренер
по
плаванию

3.2 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Система обучения по плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ под.ред. А.А.Чеменевой. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Как научить ребенка плавать: практическое пособие/ И.В.Сидорова. – М.: Айрис-пресс, 2011
Игры и развлечения на воде/ Авторы-сост. Л.В.Мартынова, Т.Н.Попкова – .:Педагогическое общество России, 2006
Картотека игр
Карточки с видами техник плавания
3.3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия набора детей в группы: принимаются все желающие, в возрасте 6 – 7(8) лет – наполняемость до 10 человек.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на одновозрастные группы детей;
Ведущей формой организации занятий является групповая.
3.3.1. Учебный план
Количество и продолжительность НОД устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности:
для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В основе работы Система обучения по плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ под.ред. А.А.Чеменевой. –
СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Учебный план образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год
Курс

Образователь
ная
деятельность
Спортивная
секция
«Послушные
волны»

«третья волна»

Модуль

Объем нагрузки
(количество), (в неделю год)

Плавание, здоровье

1 (28)

Расписание непосредственно образовательной деятельности с детьми
Возрастная
группа
Подготовительная
группа (30 мин.)

понедельн
ик

вторник
11.30-12.00

3.3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

среда

четверг
11.30-12.10

пятница

На 2019-2020 учебный год продолжительность образовательного процесса – 28 календарных недели. Начало учебного года 1 октября
2019 года, окончание учебного года 30 апреля 2020 года (связано с началом и завершением отопительного сезона)
Режим и продолжительность учебных занятий: с 10.00 до 12.00 часов

Программа
дополнительного
образования/
направленность
по выбору
Физическое развитие
«Послушные волнытретья волна»

Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Годовой цикл
Объединение (группа)
месяц
неделя
НОД (мин.)

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

I
II
III
IV
V
5 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
3 нед
I
II
III
3 нед
I
II

1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
5/150
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
3/90
1 (25)
1 (25)
1 (25)
3/75
1 (25-30)
1 (25-30)

март

апрель

III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
V
5 нед

1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
1 (25-30)
4/120
1 (25)
1 (25)
1 (25)
1 (25)
1 (25-30)
5/150

Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии, секции
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий с детьми дошкольного возраста:
Год обучения – 28 занятий по 30 минут (один раз в неделю).
3.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Для контроля знаний и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
•
проведение игр-эстафет;
•
проведение открытого занятия для родителей;
Формы работы с родителями:
- индивидуальное консультирование для родителей;
- открытое занятие в конце года обучения;
3.5. Педагогическая диагностика (аттестация)
Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Послушные волны - третья волна»
Устный опрос для подведения итогов на каждом занятии:
1.Что сегодня вы научились делать? Было ли вам интересно?
2.Было ли вам трудно?
3.Какие задания вы выполнили?
4.Что вы теперь можете?

5. Что у вас получилось?
Промежуточная и итоговая аттестация:
Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-балльной системе. Сумма баллов по всем тестам на каждом этапе
обучения делится на количество тестов — получается средний балл. Данные заносятся в сводный протокол и далее, с учетом оценки качества
выполнения плавательного упражнения анализируются. Оценка техники движений производится по наиболее существенным ошибкам,
допускаемым занимающимися.
3,5 балла и выше — высокий уровень, 2,5—3,4 балла — средний уровень, 2,4 балла и ниже — низкий уровень.
Уровень подготовленности детей по плаванию определяет инструктор по физической культуре, ему помогает медсестра бассейна.
Обследование проводится в плавательном бассейне в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года в течение нескольких занятий. При
проведении обследования используются следующие методы:
—
фронтальный (передвижения в воде, лежание на груди и на спине);
—
поточный (скольжение, плавание с надувным кругом при помощи движений ног);
—
индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под водой, плавание при помощи движений ног, в полной координации
изученными способами).
Форма подведения итогов – плавание
«третья волна» Возраст – 6 - 7 лет
Параметры
Формы
Инструментарий
-Ходьба на руках по дну при
Наблюдение, игры, тестовые
Игры: «Ныряльщики», «У кого
различной глубине, вперед и назад
больше пузырей», «Насос»,
задания
-Прыжки в длину с погружением в
«Море волнуется», « Буксир»,
воду, с продвижением вперед
«Салки», «Кто дальше
-Полное погружение с задержкой
проскользит», упражнения,
дыхания и выдохом в воду
тестовые задания (ныряние с
-Вдох и выдох в воду произвольно
открыванием глаз, нахождением
-Скольжение с движением ног с
предметов под водой осваивание
полным выдохом в воду
плавания кролем на груди и спине,
- Ныряние с открыванием глаз,
плавание произвольным способом)
нахождением предметов под водой
-Осваивание плавания кролем на
груди и спине
Тестовые задания (дети 6—7 лет)
Упражнение «Торпеда» на груди или на спине.
1.
Плавание кролем на груди в полной координации.
2.
Плавание кролем на спине в полной координации.
3.
Плавание произвольным способом.

Методика проведения:
1.
Упражнение «Торпеда» на груди или на спине
Оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуть вперед. Плыть при помощи движений ног
способом кроль на груди на задержке дыхания (можно выполнить 1 вдох) или на спине, руки вытянуты за головой. Оценка:
4 балла — ребенок проплыл 8 м;
3 балла — 6—7 м;
2 балла. — 4—5 м;
1 балл — менее 4 м.
2.
Плавание кролем на груди в полной координации
Проплыть 16 м кролем на груди в полной координации, вдох можно выполнять через 1, 3, 5 гребков руками.
Оценка:
4 балла — ребенок проплыл 14—16 м;
3 балла — 11—13 м;
2 балла — 8—10 м;
1 балл — менее 8 м.
3.
Плавание кролем на спине в полной координации
Проплыть 16 м кролем на спине в полной координации. Дыхание произвольное. Оценка:
4 балла — ребенок проплыл 14—16 м;
3 балла — 11—13 м;
2 балла — 8—10 м;
1 балл — менее 8 м.
4.
Плавание произвольным способом
Проплыть 8 м брассом или комбинированным способом (руки — брасс, ноги — кроль; руки — брасс, ноги — дельфин) в
согласовании с дыханием.
Оценка:
4 балла — ребенок проплыл 8 м и более;
3 балла — 6—7 м;
2 балла — 4—5 м;
1 балл — менее 3 м.
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Параметры
Сформированный навык
подготовительных и специальных
упражнений по плаванию

Формы
Наблюдение
Тесты

Инструментарий
Упражнения, тесты

Сниженная заболеваемость
детей, укрепление организма.
Улучшенное состояние здоровья
у часто болеющих детей.
Сформированное эмоциональное
отношение ребенка к занятиям
плаванием.
Сформировано осознанное и
бережное отношение к своему
здоровью
.

Информация
медицинской сестры

Наблюдение за детьми

Анализ количества дней и случаев
заболеваемости
Тестирование (ЖЕЛ)
Беседа, карты наблюдений за
деятельностью детей

Литература:
1. Влияние занятий плаванием в детском саду на состояние здоровья дошкольников /Момчилова А.//Инструктор по физкультуре 2009 №4.
http://www.knigopoisk.ru/books/item/in/429151/
2. Рыбак М.В, Глушкова Г.В., Поташова Г. Н.: Обруч, 2010. http://www.obruch.ru
3. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/Вареник Е.Н.: М., 2009.
http://www.scienceforum.ru/2013/117/2976

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575959
Тарасова Инна Владимировна
С 26.02.2022 по 26.02.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».