Гениальный малыш 2-3

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 65 комбинированного вида»

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № _____ от «______» _________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ПГО
«Детский сад № 65»
_____________И.В. Тарасова
«______» ____________ 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
от 2до 3 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ»
Срок реализации программы – 1 год

г. Полевской, 2022

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 2
до 3 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ». – г. Полевской. – 2022 г.
Составитель:
К. О. Зыкова, педагог дополнительного образования;
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 2
до 3 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» разработана с целью развития и саморазвития личности каждого ребёнка в процессе освоения
окружающего мира через познавательную активность на основе системы развивающих занятий.

СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки рабочей программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и
средств реализации рабочей программы
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.

3
3
4
5
6
7
8
8
12
13
14

III. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы
3.2 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания рабочей программы
3.3 Планирование
3.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы

15
15
15
18
20
21

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа образовательной области
«Познавательное развитие» для детей дошкольного возраста от 2 до 3 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» (далее по тексту - Программа)– учебнометодический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей
младшего дошкольного возраста в интеллектуальном развитии, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников,
направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
По форме организации: программа реализуется в форме кружка
Уровень освоения программы: стартовый
Программа реализуется на русском языке.
Направленность программы – социально-педагогическая (познавательная).
Отличительной особенностью данной программы является правильное введение дошкольников в мир математических понятий, создает у
них предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет впервые знакомит детей с
абстрактными понятиями. Поэтому данный блок занятий невозможно заменить каким-либо другим.
Адресат программы – дети с 2 до 3 лет.
Актуальность: Программа реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы представляет одно из направлений образования в
области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, форме, размере и развитии мелкой
моторики рук, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но
надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование
основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям,
помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в
целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических
представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств,
проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы) в зависимости от
целей познавательной деятельности.

Методика данной программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения.
Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Объем программы – для освоения стартового уровня обучения программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» запланировано 32 часа.
Уровень образования – дошкольное образование.
Формы обучения – очная.
Занятия проводятся в групповой форме. Занятия проводятся в следующих формах: беседа, игра сюжетно-ролевая, творческое занятие, работа в
тетрадях, игра дидактическая, игра подвижная. Один раз в конце учебного года проводится открытое занятие для родителей.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: продолжительность занятий составляет 15-20 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Общее количество
часов в год – 32
Основные виды групповых занятий: беседа, танцы под музыку, дидактические, подвижные, фонетические и сюжетно-ролевые игры, работа в
тетради с печатной основой, игровые упражнения, графическая работа, творческое занятие и др.
Педагогическая целесообразность. Процесс обучения является моделью коммуникации и основывается на коммуникативно-мотивированном
поведении педагога и обучаемого в ходе занятий и на предметности процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе
коммуникативных задач, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности обучаемых. Коммуникативная обстановка
на учебных занятиях должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и
взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки
общения, а также коммуникативным поведением участников общения.
Оценка качества реализации программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную
(итоговую) аттестацию обучающихся. В первые дни обучения проводится входной контроль определение направлений и форм индивидуальной
работы с обучающимися. Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня
освоения обучающимися тех учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится в формах, определенных данной программой. В структуру программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» включены оценочные материалы,
которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

Основанием для разработки Программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.1.1. Цели и задачи по реализации программы:
Цель Программы: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности,
формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Задачи программы:
Развивающие:
 развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
 развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие
силы рук, мелкой моторики, координации движений.
 развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
 научить сравнивать предметы по величине, ширине, высоте, длине, познакомиться с основными геометрическими фигурами;
 знакомить детей с понятием цифра;
 закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
 развивать умение обследовать предмет с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего мира;
 развивать мышление и зрительное восприятие.
Обучающие:
 формирование сенсомоторных умений и навыков;
 развитие моторных способностей;
 формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка;
 внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов;
 формирование представлений цифрах от 1 до 3.
Воспитательные:
 социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития;

 воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память,
ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение);
 воспитание умения выражать свои эмоции.
Оздоровительные:
 формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
 стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
1.1.2. Принципы и подходы по реализации Программы
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание
условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности,
ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному
процессу предполагает соблюдение следующих условий:
1) в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по
целям, содержанию и формам организации;
2) организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем
равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3) воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать,
широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно
значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов
и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое
использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего
процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким,
способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;

- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее
структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая,
спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

 решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации,
находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать
с другими воспитанниками;
 объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
 ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать
аналитические проблемы;
 ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
 решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления
ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать
достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная
программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям
(которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной
организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами
общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования,
позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне
определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать
содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.
Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:
расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом
культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком
ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки
зрения формирования пространства игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения
ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире. Идея организации образования на основе
культурных практик свидетельствует о широких и неиспользуемых пока возможностях как культурологического подхода, так и тех научных
направлений, которые его представляют – культурологии образования и педагогической культурологии.

1)
2)

3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)

11)
12)

13)
14)
15)
16)

Программа основывается на принципах:
уважения к личности ребенка;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
сотрудничества ДОУ с семьей;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на
интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально
творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться.
Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые
нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не
свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;
обогащение (амплификация) детского развития;
выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком
задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные
специфически детские виды деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и
поисковую деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты
решений);
доступность изучаемого материала;
систематичность, последовательность проведения занятий;
эмоционально-насыщенная тематика занятий;
проблемно-ситуативный характер заданий.

1.1.3. Значимые характеристики для формирования и реализации Программы
Предполагаемый состав групп – дети раннего возраста 2 - 3 лет. Группы формируются по 8 человек. Объем и срок освоения программы: 1 год
обучения, 32 занятия.
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,
кирпичик, шарик, «крыша» —призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и
уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С

помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой
красный мяч —маленький синий мяч, большой белый мишка —маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового
материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и
сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками
всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и
другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить
разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия
(одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Данные особенности лежат в основе подбора методов и форм работы на занятиях, подборе содержания занятий.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы:
По окончанию дети знают:
 Основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
 Геометрические фигуры: круг, квадрат;
 Цифры от 1 до 3.
По окончанию дети умеют:
 Рисовать нетрадиционными техниками: губками, ватными палочками;
 Рисовать восковыми мелками, цветными карандашами, красками;
 Различать высокие и низкие предметы; маленькие и большие, широкие и узкие;
 Узнают цифру по показу взрослого;
 Считают от 1 до 3.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции. Создание программнометодического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной
психофизической специфике данного контингента детей. Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении,
способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей. Создание условий для кружковой деятельности.
Содержание игр, заданий подчинено возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Чередование видов
деятельности позволяет формировать динамику занятия. Каждое упражнение рассчитано на 3-5 минут.

Занятия имеют четко фиксированную структуру с началом и завершением с элементами, символизирующими переход от одной игры к
другой. Повторяющиеся элементы создают у детей ощущение безопасности, помогают установить между педагогом и ребенком мягкие и
доверительные отношения, настроить ребенка на работу. Учитывая особенности мышления детей младшего дошкольного возраста, используем
большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов. Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности,
аппликации, лепке способствуют развитию у детей мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки и доставляют
детям большую радость и удовольствие. Музыкально-ритмические игры с элементами логоритмики способствуют развитию внимания, памяти и
речи малышей.
2.1.1. Методы и формы работы:




игровой метод (дидактические игры, игры- манипуляции );
наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, выполнение заданий в рабочих тетрадях, рассматривание предметов,
музыкальное сопровождение);
практический метод (показ способов действия с предметами).

Формы организации деятельности:
 речевые разминки, направленные на развитие мелкой моторики;
 двигательные разминки;
2.1.2. Принципы комплектования группы и организации работы:
 Учет интересов и способностей детей;
 Добровольное участие.
2.1.3. Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 32 занятий по 15-20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы работы с родителями:
индивидуальное консультирование для родителей;
открытое занятие в конце года обучения;
2.3. Тематический план занятий
II год обучения
(2 - 3 лет)

Месяц

Тема занятия

Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Осень. Деревья вокруг нас
Один-много
Ежик в осенних листьях (поделка)
Развитие мелкой моторики. Игры на закрепление один-много

Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

Знакомство с цифрой 1
Закрепляем знания о цифре 1
Овощи. Помидор (поделка: трафарет помидора раскрашиваем губкой)
Знакомство с цифрой 2
Закрепляем знания о цифре 2

Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Зимний лес (поделка)
Знакомство с цифрой 3
Закрепляем знания о цифре 3
Новогодняя игрушка(творческое и сенсорное развитие)

Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Закрепляем и повторяем все знания и цифрах 1-3
Волшебный теплый снег
Закрепляем знания о основных цветах ( красный, желтый, синий, зеленый)
Счет в пределах 3-х

Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Большой-маленький
Счет в пределах 3-х. Палочки Кюизенера
Закрепляем знания о понятии большой-маленький
23 февраля (поделка) (творческое и сенсорное развитие)

Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Цифры от 1-3
Развитие мелкой моторики. Волшебный мир пластилина
Круг и все, что на него похоже
Блоки Дьенеша. Закрепляем знания о круге и цвете.

Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Квадрат и все, что на него похоже.
Блоки Дьенеша. Закрепляем знания о квадрате и о цвете.
Треугольник и все, что на него похоже.
Блоки Дьенеша. Закрепляем знания о треугольнике и о цвете.

Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Закрепляем знания о пройденном материале

2.4. Схема занятия «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ»:
1. Каждое занятие начинается с пальчиковых упражнений с использованием колючих мячиков, Су-Джок мячиков.
 Бежит ёжик по дорожке,
И щекочет наши ладошки (катаем мячики по кругу)
Вперед-назад, вперед – назад.
Крепко пальчики сжимаем до пяти мы посчитаем (сжимаем в кулочках мячики),
Раз, два, три, четыре, пять,
Разжимаем пальчики опять.
 Разминка для пальчиков с помощью колечка из Су-Джок:
Начинаем выполнять упражнения с мизинчика.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел оттого и растолстел.
2. Знакомство с цифрой (повторение каждой цифры, которую прошли).
3. Выполнение задания, которое приготовила цифра.
4. Музыкальная разминка.
5. Вспоминаем, что за цифра была в гостях; Прощание с цифрой.
6. Ставим наклейки-поощрения в дневнички.
2.4.1. Занятия направлены на сенсорное и математическое развитие, работа по сенсорному и математическому развитию включает в
себя:
 Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными
наборами, купленными в магазине.
◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
 Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик,
зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
 Яблоки созрели
Игра помогает освоить счет
Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера.
Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса
созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
 Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты,
а в другую — овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
 Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а
широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
 Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная
машина.
 Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их
рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
 Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» - «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
 Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
 Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
 Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы
круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
 Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
 Один – туда, один - сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два
кубика в другую коробку».


Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне,
пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
 «Раз ступенька...»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
 Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки),
геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются
геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки.
Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
 Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху
сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
 Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка
тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у
папы одна тарелка...».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки
обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
 Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на
то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы
правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же,
сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
 Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
 Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для
маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все
блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1.
2.
3.
4.
5.

Использование в работе с детьми, заданий, игр и игровых упражнений, способствующих формированию общеречевых и познавательных
способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных речевых и математических структурных
компонентов, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на
занятиях дети организуются в пары. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов.
Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».

III. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы. Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ», либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы.
Программа
дополнительного
образования/

Специалисты

Данные специалиста

ФИО педагога
Направленность

Социально-педагогическая

«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»/ Зыкова
Ксения Олеговна

Педагог
дополнительног
о образования

Образование – высшее
Уральский
государственный
педагогический
университет,
институт
специального
образования,
направление
специальная
дошкольная
педагогика и психология

Курсы повышения квалификации

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
Соблюдение строительных норм и правил (СанПиН, ГОСТ, ВСН)
Полезная площадь, которая используется для образовательного процесса (занятия
проходят в методическом кабинете)
Флеш-накопитель.
Ноутбук, колонка
Оборудование и оснащение
Рабочие тетради
Цветные карандаши
Клей-карандаш
Кисточки
Цветная бумага
Пластилин
Мячики-ёжики
Су-Джок
Тематические комплекты
Набор цифр
Счетные палочки
Столы
Стулья

15,7 кв. м.
1
1
8 комплектов
8 комплектов
8
8
8
8
8
8
11
1
8
2
8

Организация предметно-пространственной среды является непременным компонентом элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:




Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
Охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития.
Возможность общения и совместной деятельности детей.

3.3. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания

1. Болтненко Т.Ю. Начинаем считать :для детей 3-4 лет М.: «Эскмо», 2016.- (Президентская школа)
2.Володина Н.В. Узнаю цифры: для детей 3-4 лет Часть 1 и 2. М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017.- (Ломоносовская школа)
3. Володина Н.В. Развиваю мелкую моторику: для детей 3-4 лет Часть 1 и 2. М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017. - (Ломоносовская школа)
4. Пономарева А.В. Развиваю мелкую моторику: для детей 3-4 лет. М.: «Эскмо», 2016.- (Президентская школа)
3.4. Планирование
Данный курс рассчитан на 1 год 32 учебных часа. Продолжительность занятия составляет 10-15 мин. Частота проведения занятий
максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании, и составляет 1 раз в неделю. Следует
отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и
возможностей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п/п

Наименование темы

1

Знакомство. Осенние деревья вокруг

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Всего
часов

нас

1

Один - много
Цифра 1
Овощи. Помидор (закрепляем понятия одинмного, цифра 1)
Цифра 2
Цифра 3
Новогодняя игрушка (сенсорное развитие)
Закрепляем знания о цифрах от 1 до 3
Закрепляем знания об основных
цветах
Счет в пределах 3-х
Большой - маленький

3
2
1
3
2
1
2
1
2
2

В том числе
Познава
тельный
Практика
компонен
т
0,5

0,5

0,5
0,5
-

2,5
1,5

0,5
0,5
0,5
-

2,5
1,5
0,5
2

0,5
0,5

1,5
1,5

1

1

23 февраля (сенсорное развитие)
Цифры от 1 до 3
Круг
Квадрат
Треугольник
Закрепляем знания о пройденном
материале

12
13
14
15
16
17
Итого:

1
2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5

1

-

32ч.

0,5
2
1,5
1,5
1,5
1

6

23,5

Условия набора детей в группы: принимаются все желающие от 2 – 3 лет – наполняемость до 8 человек.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:
Ведущей формой организации занятий является игровой тренинг.
Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Программа
дополнительного
образования/
направленность
по выбору
«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»

Годовой цикл
месяц
неделя

сентябрь
октябрь

ноябрь

IV
4 нед
I
II
III
IV
V
5 нед
I

Объединение (группа)
НОД (мин.)

1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
5/100
1 (20)

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
3 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
3 нед

1 (20)
1 (20)
1 (20)
4/80
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
4/80
1 (20)
1 (20)
1 (20)
3/60
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
4/80
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
4/45
1 (20)
1 (20)
1 (20)
1 (20)
4/80
1 (20)
1 (20)
1 (20)
3/60

Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии, секции
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа
дополнительног
о образования/
ФИО педагога
место проведения
Направленность
«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»
Зыкова Ксения
Олеговна,
физиотерапевтич
еский кабинет

Группа /возраст
детей

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное развитие

Младший
дошкольный
возраст,
(от 2 до 3 лет)

9.30-9.50
15.45-16.05

3.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-

Формы подведения итогов
итоговое занятие;
открытые занятия для родителей.

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста (Г.В.Бурменской)
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения
выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в
соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все
задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Основные задания для детей 2-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
6. Назови цифру
7. Посчитай до 3-х
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в
соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все
задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в
результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Знаком «+»
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
которые
ребенок № Ф.И. ребёнка
п/п
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
самостоятельно
Знаком «–» 1
не
выполненные 2
выполненные
с 3
4
соответствием).
5
В связи с
6
исследованием
7
уровни сенсорного 8
детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания.

6
7
задание задание
Н.г.

К.г.

отмечены задания,
выполнил
(или после показа).
отмечены задания,
ребенком
(или
неточным
проведенным
были
выявлены
развития каждого из

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575959

Владелец

Тарасова Инна Владимировна

Действителен

С 26.02.2022 по 26.02.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».