Гениальный малыш 1,5-2

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 1,5
до 2 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ». – г. Полевской. – 2022г.
Составитель:
К. О. Зыкова, педагог дополнительного образования;
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 1,5
до 2 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» обеспечивает всестороннее сенсорное развитие воспитанников раннего возраста в соответствии с его
интересами и способностями.

СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки рабочей программы
1.2. Планируемые результаты освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и
средств реализации рабочей программы
2.2. Тематический план занятий
2.3. Схема занятия «Гениальный малыш»

4
6
7
9
10

10
11
11

III. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Кадровое обеспечение
3.2 Описание материально-технического обеспечения рабочей программы
3.3 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания рабочей программы
3.4. Планирование
3.5 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

14
14
15
15
18

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа образовательной области
«Познавательное развитие» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» (далее по тексту - Программа)– учебнометодический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей
младшего дошкольного возраста в интеллектуальном развитии, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников,
направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
По форме организации: программа реализуется в форме кружка
Уровень освоения программы: стартовый
Программа реализуется на русском языке.
Направленность программы – социально-педагогическая (познавательная).
Отличительной особенностью данной программы является обогащение сенсорного мира воспитанников, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. На занятиях мы задействуем почти все органы чувств, чтобы ребенок мог
максимально расширить свои знания об окружающем мире, так используем работу в тетрадях.
Адресат программы – дети с 1,5 до 2 лет.
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский,
- «ранний возраст сенситивен во всем». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для
накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только
важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и
определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития в детстве трудно переоценить.
Актуальность: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой
познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия

окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей
развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное
значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,
кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних
свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Игры, которые представлены в данной программе, направлены
на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования
восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также
особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета,
величины
и
др.),
которые
ребенок
может
освоить
в
игровых
занятиях.
В
программе
представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия с водой, с пластилином, с краской, с бумагой, на
выкладывание, на нанизывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Объем программы – для освоения стартового уровня обучения программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» запланировано 32 часа.
Уровень образования – дошкольное образование.
Формы обучения – очная.
Занятия проводятся в групповой форме. Занятия проводятся в следующих формах: беседа, игра сюжетно-ролевая, творческое занятие, работа в
тетрадях, игра дидактическая, игра подвижная. Один раз в конце учебного года проводится открытое занятие для родителей.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Общее количество
часов в год – 32
Основные виды групповых занятий: беседа, танцы под музыку, дидактические, подвижные, фонетические и сюжетно-ролевые игры, работа в
тетради с печатной основой, игровые упражнения, графическая работа, творческое занятие и др.
Педагогическая целесообразность. Процесс обучения является моделью коммуникации и основывается на коммуникативно-мотивированном
поведении педагога и обучаемого в ходе занятий и на предметности процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе
коммуникативных задач, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности обучаемых. Коммуникативная обстановка
на учебных занятиях должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и

взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки
общения, а также коммуникативным поведением участников общения.
Оценка качества реализации программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную
(итоговую) аттестацию обучающихся. В первые дни обучения проводится входной контроль определение направлений и форм индивидуальной
работы с обучающимися. Текущий контроль успеваемости проводится в течение учебного периода с целью систематического контроля уровня
освоения обучающимися тех учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится в формах, определенных данной программой. В структуру программы «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ» включены оценочные материалы,
которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
Основанием для разработки Программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.1.1. Цели и задачи по реализации программы:
Цель Программы: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности.
Задачи программы:
Развивающие:
 развитие зрительных ощущений: развивать умения различать цвет, форму, величину предмета.
 развитие тактильной чувствительности: различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие
силы рук, мелкой моторики, координации движений.
 развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
 научить сравнивать предметы по величине, ширине, высоте, длине, познакомиться с основными геометрическими фигурами;
 закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
 развивать умение обследовать предмет с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего мира;
 развивать мышление и зрительное восприятие.
Обучающие:







формирование сенсомоторных умений и навыков;
развитие моторных способностей;
формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка;
внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов;
формирование представлений об окружающем мире.

Воспитательные:
 социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития;
 воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память,
ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение);
 воспитание умения выражать свои эмоции.
Оздоровительные:
 формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
 стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

1.1.2. Принципы и подходы по реализации Программы
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание
условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности,
ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на
целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному
процессу предполагает соблюдение следующих условий:
1) в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по
целям, содержанию и формам организации;
2) организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем
равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3) воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать,
широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно
значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности;

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития
способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов
и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое
использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего
процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким,
способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее
структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая,
спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную
деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

 решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации,
находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать
с другими воспитанниками;
 объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
 ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать
аналитические проблемы;
 ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
 решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления
ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать
достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная
программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям
(которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной
организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами
общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования,
позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне
определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать

содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.
Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:
расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом
культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком
ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки
зрения формирования пространства игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения
ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире. Идея организации образования на основе
культурных практик свидетельствует о широких и неиспользуемых пока возможностях как культурологического подхода, так и тех научных
направлений, которые его представляют – культурологии образования и педагогической культурологии.
Программа основывается на принципах:
1) уважения к личности ребенка;
2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
5) сотрудничества ДОУ с семьей;
6) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
9) вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на
интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
10) индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально
творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться.
Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые
нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не
свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности;
11) обогащение (амплификация) детского развития;
12) выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка (возможность самостоятельного решения ребенком
задач, требующих максимального напряжения сил; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные
специфически детские виды деятельности; использование разнообразных методов и приемов, активизирующих мышление, воображение и
поисковую деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты
решений);
13) доступность изучаемого материала;
14) систематичность, последовательность проведения занятий;

15) эмоционально-насыщенная тематика занятий;
16) проблемно-ситуативный характер заданий.
1.1.3. Значимые характеристики для формирования и реализации Программы
Предполагаемый состав групп – дети раннего возраста 1,5 - 2 лет. Группы формируются по 6 человек. Объем и срок освоения программы: 1 год
обучения, 32 занятия.
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,
кирпичик, шарик, «крыша» —призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и
уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С
помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой
красный мяч —маленький синий мяч, большой белый мишка —маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового
материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и
сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками
всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и
другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить
разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия
(одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Данные особенности лежат в основе подбора методов и форм работы на занятиях, подборе содержания занятий.
1.2. Планируемые результаты реализации Программы:
По окончанию дети знают:
 Основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
 Геометрические фигуры: круг, квадрат.
По окончанию дети умеют:
 Рисовать нетрадиционными техниками: губками, ватными палочками;
 Рисовать восковыми мелками, цветными карандашами, красками;
 Различать высокие и низкие предметы; маленькие и большие, широкие и узкие;
 Понимают понятия твердый-мягкий, длиннее- короче.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции. Создание программнометодического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной
психофизической специфике данного контингента детей. Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении,
способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей. Создание условий для кружковой деятельности.
Содержание игр, заданий подчинено возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Чередование видов деятельности
позволяет формировать динамику занятия. Каждое упражнение рассчитано на 3-5 минут.
Занятия имеют четко фиксированную структуру с началом и завершением с элементами, символизирующими переход от одной игры к другой.
Повторяющиеся элементы создают у детей ощущение безопасности, помогают установить между педагогом и ребенком мягкие и доверительные
отношения, настроить ребенка на работу. Учитывая особенности мышления детей младшего дошкольного возраста, используем большое
количество разнообразного наглядного материала и атрибутов. Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности,
аппликации, лепке способствуют развитию у детей мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки и доставляют
детям большую радость и удовольствие. Музыкально-ритмические игры с элементами логоритмики способствуют развитию внимания, памяти и
речи малышей.
Методы и формы работы:




игровой метод (дидактические игры, игры- манипуляции );
наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, выполнение заданий в рабочих тетрадях, рассматривание предметов,
музыкальное сопровождение);
практический метод (показ способов действия с предметами).

Формы организации деятельности:
 речевые разминки, направленные на развитие мелкой моторики;
 двигательные разминки;
2.1.1. Принципы комплектования группы и организации работы:
 Учет интересов и способностей детей;
 Добровольное участие.
2.1.2. Продолжительность реализации программы
Данный курс состоит из 32 занятий по 10-15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы работы с родителями:
индивидуальное консультирование для родителей;

открытое занятие в конце года обучения;
2.3. Тематический план занятий
I год обучения
(1,5-2,5 лет)
Месяц
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя

Тема занятия
Знакомство. Осенние деревья вокруг нас (поделка: осеннее дерево)
Желтый цвет.
В осеннем лесу прячем зайку от лисички
Красный цвет
Раскрашиваем помидор (красный и желтый) с помощью губки
Зеленый цвет
Зеленый огурец (Трафарет огурца раскрашиваем восковыми мелками в зеленый цвет; пузырчатая пленка)
Синий цвет
Капельки из тучки (тучка-вата; нитки; капельки-картон)
Колесико и машинка (подбери по цвету колесико к каждой машинке)
Раскрась ведерко у снеговика
Большой маленький
Зимний лес (поделка); Большие елочки, маленькие(цветная бумага), Ватные палочки, белая гуашевая краска
Обводим вазочки, чашечки (закрепляем понятия большой-маленький, цветовое восприятие: красный, синий, желтый, зеленый)
Высоко-низко
Развитие мелкой моторики, сенсорное восприятие окружающего мира
Обводим высокие-низкие башенки, высокие-низкие столбики (цветовое восприятик)
Длиннее-короче
Закрепляем понятие длинный-короткий на практике.
Обводим длинный-короткий шарфик. (цветовое восприятие)
Узкий-широкий
Твердый-мягкий
Закрепляем понятие твердый-мягкий на практике
Круг и все круглое вокруг нас

4 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Блоки Дьенеша. Круг+цвет
Квадрат и все квадратное вокруг нас
Блоки Дьенеша. Квадрат+цвет
Закрепляем и сравниваем квадрат и круг
Закрепление пройденного материала
Закрепление и повторение пройденного материала

2.4. Схема занятия «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ»:
1. Каждое занятие начинается с пальчиковых упражнений с использованием колючих мячиков, Су-Джок мячиков.
 Бежит ёжик по дорожке,
И щекочет наши ладошки (катаем мячики по кругу)
Вперед-назад, вперед – назад.
Крепко пальчики сжимаем до пяти мы посчитаем (сжимаем в кулочках мячики),
Раз, два, три, четыре, пять,
Разжимаем пальчики опять.
 Разминка для пальчиков с помощью колечка из Су-Джок:
Начинаем выполнять упражнения с мизинчика.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел оттого и растолстел.
2. Знакомство с гостем, в зависимости от темы занятия. Проговаривание темы.
3. Выполнение задания, которое приготовил гость.
4. Музыкальная разминка.
5. Прощание с гостей, вспоминаем, что прошли на занятии.

2.4.1. Занятия направлены на сенсорное развитие, работа по сенсорному развитию включает в себя:
1. Развивающие игры:
 «Помоги жирафу».
Цель: развитие тактильно-двигательной координации движения, умения соотносить фигуры с контуром.
 «Найди такой же».
Цель: развитие внимания.
 «Найди палочки».
Цель: обучение детей умению выбирать заданный предмет из 4-х предложенных.
2. Сенсорные игры:
 «Большие и маленькие».
Цель: развитие умения дифференцировать большие и маленькие предметы.
 «Собери бусы для куклы».
Цель: развитие умения нанизывать бусины одного признака (цвет, величина, форма).
 «Чудесный мешочек».
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.
3. Дидактические игры (игры за дидактическим столом).
 «Что катится?».
Цель: ознакомление с формой предмета и его особенностями.
 «Помоги фигуркам попасть в домик».
Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.
 «Курочка и цыплята» (мозаика).
Цель: фиксирование внимания на том, что цвет является признаком разных предметов.
4. Игры с песком и водой.


«Что как плавает?».

Цель: ознакомление детей со свойствами различных материалов.
5. Занятия, направленные на развитие продуктивной деятельности.
Изобразительная деятельность. Нетрадиционное рисование (рисование ладошками, пальчиками), лепка и тестопластика.
Цель: вызывание у воспитанников интереса и желания рисовать, развитие ручной моторики.
6. Строительные игры.
«Дорожки широкие и узкие», «Построй башню», «Построй гараж».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие восприятия, мышления, воображения.
7. Занятия, направленные на развитие двигательной деятельности.
Двигательная деятельность включает:


Музыкальные-двигательные паузы.

Цель: развитие координации движений, развитие внимания, обучение пониманию инструкции взрослого, обогащение эмоциональной сферы.
8. Пальчиковые игры.
«Сорока-сорока», «Пальчики пляшут», Тук-тук – я стучу», «Колобок».
Цель: развитие мускулатуры и моторики рук.
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста
1.
2.
3.
4.
5.

Использование в работе с детьми, заданий, игр и игровых упражнений, способствующих формированию общеречевых и познавательных
способностей у дошкольников, мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных» действий в познании различных речевых и математических структурных
компонентов, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на
занятиях дети организуются в пары. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.
Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов.
Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети».

III. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы. Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЫШ», либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы.
Программа
дополнительного
образования/

Специалисты

Данные специалиста

ФИО педагога
Направленность

Социально-педагогическая

«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»/ Зыкова
Ксения Олеговна

Педагог
дополнительног
о образования

Курсы повышения квалификации

Образование – высшее
Уральский
государственный
педагогический
университет,
институт
специального
образования,
направление
специальная
дошкольная
педагогика и психология

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы
Соблюдение строительных норм и правил (СанПиН, ГОСТ, ВСН)
Полезная площадь, которая используется для образовательного процесса (занятия
проходят в методическом кабинете)
Флеш-накопитель.
Ноутбук, колонка
Оборудование и оснащение
Рабочие тетради

15,7 кв. м.
1
1
6 комплектов

Цветные карандаши
Клей-карандаш
Кисточки
Цветная бумага
Пластилин
Мячики-ёжики
Су-Джок
Тематические комплекты
Столы

6 комплектов
6
6
6
6
6
6
11
2

Стулья

8

Организация предметно-пространственной среды является непременным компонентом элементом для осуществления педагогического
процесса, носящего развивающий характер.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:




Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
Охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития.
Возможность общения и совместной деятельности детей.

3.3. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста/Рус. Пер. под
ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
2. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей
ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
3. Ларечина Е. В. «Развивающие занятия для родителей и детей». Психоло-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года). –
СПб.: Речь, 2015 – 175с.
4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.
и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 144 е., ил.
5. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс,
2006.- 256 е.- (Школа развития).

3.4. Планирование
Данный курс рассчитан на 1 год 32 учебных часа. Продолжительность занятия составляет 10-15 мин. Частота проведения занятий
максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании, и составляет 1 раз в неделю. Следует
отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и
возможностей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п/п

Наименование темы

1

Знакомство. Осенние деревья вокруг

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итого:

Всего
часов

нас

1

В гостях у желтого гномика
В гостях у красного гномика
В гостях у зеленого гномика
В гостях у синего гномика
Закрепляем знания об основных
цветах
Большой - маленький
Высоко - низко
Длиннее - короче
Узкий - широкий
Твердый - мягкий
Круг
Квадрат
Круг и квадрат
Повторение

2
2
2
2
3
3
3
3
1
2
2
2
2
2
32ч.

В том числе
Познава
тельный
Практика
компонен
т
0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0

1,5
1,5
1,5
1,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
7,5

2,5
2,5
2,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1
26,5

3

Условия набора детей в группы: принимаются все желающие от 1,5 – 2 лет – наполняемость до 6 человек.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:
Ведущей формой организации занятий является игровой тренинг.
Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Программа
дополнительного
образования/
направленность
по выбору
«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»

Годовой цикл
месяц
неделя

сентябрь
октябрь

ноябрь

декабрь

январь

IV
4 нед
I
II
III
IV
V
5 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I

Объединение (группа)
НОД (мин.)

1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (15)
5/55
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
4/40
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (15)
4/45
1 (10)

февраль

март

апрель

май

II
III
3 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
IV
4 нед
I
II
III
3 нед

1 (10)
1 (10)
3/30
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
4/40
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (15)
4/45
1 (10)
1 (10)
1 (10)
1 (10)
4/40
1 (10)
1 (15)
1 (15)
3/40

Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии, секции
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Программа
дополнительног
о образования/
ФИО педагога
место проведения

Группа /возраст
детей

Понедельни
к

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Направленность
«ГЕНИАЛЬНЫЙ
МАЛЫШ»
Зыкова Ксения
Олеговна,
физиотерапевтич
еский кабинет

Познавательное развитие

Ранний
дошкольный
возраст,
(от 1,5 до 2 лет)

9.00-9.20
10.00-10.20

15.15-15.35
16.15-16.35

3.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-

Формы подведения итогов
итоговое занятие;
открытые занятия для родителей.

Диагностика сенсорного воспитания детей группы раннего возраста (Г.В.Бурменской)
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения
выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в
соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все
задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Основные задания для детей 1,5-2 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в
соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все
задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в
результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Знаком «+»
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
которые
ребенок № Ф.И. ребёнка
п/п
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
самостоятельно
1
Знаком «–»
2
не
выполненные 3
выполненные
с 4
соответствием).
5
В связи с 6
исследованием
уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных задания.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575959

Владелец

Тарасова Инна Владимировна

Действителен

С 26.02.2022 по 26.02.2023

5 задание
Н.г.

К.г.

отмечены задания,
выполнил
(или после показа).
отмечены задания,
ребенком
(или
неточным
проведенным
были
выявлены


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».