СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи программы
3
3
6
2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика для
малышей»
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебного плана
2.3. Планируемый результат
7
3.
Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы
«Ритмика для малышей»
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3.Формы контроля и оценочные материалы
4. Литература
7
7
11
12
12
13
17
18
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа образовательной области
«Физическое развитие» для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Ритмика для малышей» (далее по тексту – Программа) – учебнометодический документ образовательного учреждения, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей
младшего дошкольного возраста в двигательном развитии, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и
способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков
образовательных услуг.
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное
развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основу программы положена двигательно - игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании
дошкольников.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи,
зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В
этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического
развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального
развития человека.
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной
направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика,
аэробика, стретчинг, пилатес, калланетика, суставная и дыхательная гимнастики, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу,
китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и
повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В
связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической
подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
2
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и
навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др., которые оказывают влияние на состояние
здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир
движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они
способствуют совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования
растущего организма.
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения
упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы
гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку и оформленные танцевальными
движениями.
Достоинства ритмической гимнастики известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие
занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма
Адресат программы - программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по физическому направлению.
Возрастные возможности 3-4 лет
Ребенок в этом возрасте наиболее успешно осваивает физические упражнения в общении со взрослым, наблюдая за его действиями и
подражая им. Это объясняет введение в двигательную активность младших дошкольников большого количества подражательных движений.
Многие новые движения малыши лучше осваивают в играх и игровых упражнениях, это связано с тем, что сами движения малыша довольно
просты. Ребенок быстрее запоминает и интересуется новым упражнением при условии положительных эмоций и активизации различных
анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Повысить активность ребенка при выполнении упражнений помогает также
музыкальное сопровождение, стихотворения, потешки, песенки. В содержании двигательной деятельности с детьми этого возраста все
двигательные задания повторяются неоднократно, так как для успешного освоения нового движения малышу необходимо повторить его не
менее 24 – 25 раз.
Форма реализации программы: программа имеет традиционную модель
Форма обучения – групповая
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного академического часа 20 минут
Объем программы – программа рассчитана на 1 год обучения
3
Виды занятий: практические и открытые занятия
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговое и промежуточное занятие (для родителей), дети которых посещают занятия по ритмической гимнастике в данном
дошкольном учреждении;
- оформление стендов в группах по результатам мониторинга
- наблюдение за воспитанниками, диагностика умений
Актуальность данной программы: На занятиях ритмической гимнастикой увеличивается объём двигательной активности, который
оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и
систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и
формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует
деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Актуальность
программы определяется запросами родителей и потребностью детей в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных
впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под
музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности.
Основанием для разработки Программы служат:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Новизна: Главное отличие и новизна программы «Ритмика», состоит в использовании компенсаторных возможностей детей в период
их раннего развития, детей, принятых на занятия без специального отбора. Уже на раннем этапе развития, воспитанники, освоив минимум
танцевальных движений, могут участвовать в простых этюдных постановках. В основу обучения детей младшего возраста положено игровое
начало, которое помогает детям осваивать трудные элементы, а также позволяет детям расслабиться и переключить внимание.
4
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Содействие всестороннему развитию личности дошкольника. Тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорнодвигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных,
образовательных, воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и
нервной систем организма;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- формировать правильную осанку.
Образовательные задачи:
- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;
-развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная);
-развитие двигательных качеств (гибкость, координация, выносливость) и
умений;
-развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику
Воспитательные задачи.
-воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
-учить видеть прекрасное.
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
-развитие личностных качеств.
5
2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика для малышей»
2.1. Учебный план
Учебный план образовательной деятельности на 2025 – 2026 учебный год
Образовательная деятельность
Модуль
Кружок «Ритмика для малышей»
Танцевальные движения
Ритмическая композиция
Комплексы ОРУ
Различные виды ходьбы
Бег
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Игровой самомассаж
Дыхательная гимнастика
Релаксация
Объем нагрузки (количество), (в неделю, в
год)
2 (68)
2 (68)
2 (68)
2 (68)
2 (68)
2 (68)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
Формы контроля
Наблюдение и контроль за
техникой выполнения
упражнений
2.2.Содержание учебного плана
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
Сентябрь - Октябрь «Путешествие в осенний лес»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
1. Ходьба, ходьба на носках и на пятках, бег
2. Построение врассыпную
Е. Железнова ««Топ- топ, хлоп-хлоп»
3. Комплекс ОРУ «Воробушки»
1. Танцевальные движения
Муз. композиция «Осень к нам пришла»
2. Танцевальная композиция с листочками
«Листопад»
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
1. Пальчиковая гимнастика «Ежики»
Сборник пальчиковых игр Е. Железнова.
2. Дыхательная гимнастика «Прогоним тучу»
6
3. Релаксация:
«Цветок распустился»
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
Муз. композиция «Звуки природы»
Ноябрь «Волшебный платочек»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
1. Ходьба по кругу, ходьба и бег змейкой
Е. Железнова ««Топ- топ, хлоп-хлоп»»
2. Построение врассыпную
3. Комплекс ОРУ «с платочоком»
1.Танцевальные движения
Муз. композиция «Мой платочек»
2. Танцевальная композиция с листочками.
3. Подвижная игра «Найди меня»
Муз. композиция «Если нравиться тебе»
1. Пальчиковая музыкальная игра «Постираем
платочки»
2.Релаксация «Сказка»
Инструментальная композиция:
«Романтическая фея».
Декабрь «Зима пришла»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
1. Ходьба с выполнением заданий (покружиться Инструментальная композиция:
как «снежинки»), бег
«полька»
2. Построение врассыпную
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
3. Комплекс ОРУ «Снежинки»
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция с пластмассовыми
мячиками «Играем в снежки».
3. Подвижная музыкальная игра «Варежка»
1. Пальчиковая гимнастика «Лепим снеговика»
2. Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»
7
Муз. композиция «К нам пришла зима»
3.Релаксация «Волшебный сон».
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Инструментальная композиция:
«Я рисую».
Январь «Волшебная палочка»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
1. Ходьба с палочкой с выполнением зданий, бег.
2. Построение врассыпную
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
3. Комплекс ОРУ с гимнастической палочкой.
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция с гимнастическими
палочками.
3. Подвижная музыкальная игра «Воробьи и
вороны»
Муз. композиция «Девчонки, мальчишки»
Заключительная
1. Дыхательная гимнастика «Ворона»
Муз. композиция «Воробьи – вороны»
2.Самомассаж массажными мячиками.
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
Февраль «Веселый мяч»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
4. Ходьба, прыжки на двух ногах, бег
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
5. Построение врассыпную
6. Комплекс ОРУ с мячом
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция с мячом
3. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
1. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
8
Муз. композиция «Мой мяч»
2.Самомассаж массажными мячиками «Колючий
мячик»
Март «Музыкальный магазин»
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
Содержание материала
2
1. Ходьба с высоким подниманием колен, бег
2. Построение врассыпную
3. Комплекс ОРУ «Музыкальный магазин»
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция с погремушками
«Оркестр»
3. Подвижная музыкальная игра со стульчиками
1. Пальчиковая гимнастика «клавиши»
2. Релаксация
Музыкальное сопровождение
3
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
Муз композиция «Оркестр»
Муз. композиция «Буги – вуги»
Муз. композиция «Духовой оркестр»
Апрель «Путешествие на весеннюю полянку»
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Содержание материала
2
1. Ходьба, подскоки, бег
2. Построение врассыпную
3. Комплекс ОРУ «весенняя полянка»
Основная
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция без предметов
3. Подвижная игра «Жуки и бабочки»
1. Дыхательная гимнастика «Бабочки»
2. Релаксация «звуки леса»
Заключительная
Музыкальное сопровождение
3
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
9
Муз. композиция «Медопровод»
Инструментальная композиция «Звуки леса»
Разделы
1
Вводная
(разминка)
Основная
Заключительная
2.3.
Май «Цирковое представление»
Содержание материала
Музыкальное сопровождение
2
3
4. Ходьба, ходьба по канату, бег
5. Комплекс ОРУ «Цирковое представление»
Е. Железнова «Топ- топ, хлоп-хлоп»
1.Танцевальные движения
2. Танцевальная композиция с обручами
3. Подвижная музыкальная игра «Лиса и зайцы»
1. Пальчиковая игра «Обезьянка»
2. Самомассаж массажными мячиками «Ежики»
Муз композиция «марш клоунов»
Планируемый результат
К концу освоения программы «Ритмика для малышей» ребенок должен знать и уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выполнять танцевальные движения в такт музыке;
Двигаться под музыку с предметами;
Уметь выполнять движения в различном темпе;
Знать понятие круг, шеренга, колонна;
Ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться;
Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыкальной композиции;
Выполнять изучаемые в течение года ритмические и музыкальные композиции и танцы.
10
3.
Организационно – педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы «Ритмика для
малышей»
3.1. Календарный учебный график
Программа дополнительного
образования/направленность
по выбору
«Ритмика для малышей»
Годовой цикл
месяц
неделя
Объединение (группа)
НОД (мин.)
Сентябрь
I
II
2 недели
I
II
III
IV
4 недели
I
II
III
IV
V
5 недель
I
II
III
IV
4 недели
I
II
III
3 недели
I
II
III
2 (40)
2 (40)
4 /80
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
8/160
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
10/200
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
8/160
2(40)
2(40)
2(40)
6/120
2(40)
2(40)
2(40)
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
11
Март
Апрель
Май
IV
2(40)
4 недели
I
II
III
IV
V
5 недель
I
II
III
IV
4 недели
I
II
III
3 недели
8/160
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
2 (40)
10/240
2(40)
2(40)
2(40)
2(40)
8/160
2(40)
2(40)
2(40)
3/120
Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии, секции
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий с детьми дошкольного возраста:
Количество учебных недель - 34, занятия по 20 минут (два раза в неделю).
Начало занятий с 19 сентября, окончание учебного года 31 мая. Выходные дни с 31декабря по 9 января.
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Используемый инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их
эстетическому воспитанию.
• Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
• Ленты разных цветов по 2 на ребенка.
• Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
• Погремушки по числу детей в группе.
12
• Цветы небольшие нежных оттенков.
• Обручи легкие пластмассовые.
• Мячи среднего размера по числу детей в группе.
• Гимнастические палки большие и маленькие.
• Куклы и мягкие игрушки.
• Скакалки.
• Ребристые доски
• Мячики «ежики»
• Коврики для занятий на полу
• Аудиотека для музыкального сопровождения.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
в области, соответствующей профилю программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование
и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности.
Программа
дополнительного
образования/
ФИО педагога
Направленность
«Ритмика для малышей»
Ивлиева Александра
Андреевна
Специалисты
Данные специалиста
Курсы повышения квалификации
Физкультурно-спортивная
Педагог
Образование – высшее
«Физкультурно-оздоровительная
дополнительного "Уральский
государственный деятельность ребенка в соответствии с
образования
педагогический университет» (Институт ФГОС ДО в дошкольных образовательных
физической культуры)
организациях» (40 часов)
13
Методические материалы
Разделы программы
- Игровые упражнения: сочетание
основных движений с имитацией
разнообразных действий (поведение
птиц, животных, сказочных героев)
- Пальчиковая гимнастика:
упражнения для развития ручной
умелости, мелкой моторики и
координации движений рук.
- Стихи: привлекают внимание
малышей и помогают легче
запомнить задание.
- Дыхательная гимнастика:
правильное дыхание благотворно
влияет на работу мозга
- Подвижные игры: используются
учитывая возрастные особенности,
Методический
материал
Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина учебнометодическое
пособие
для
педагогов
дошкольных и школьных учреждений «САФИ-ДАНСЕ»
Танцевально-игровая
гимнастика для детей. Санкт-Петербург
«Детство-пресс», 2011.
А. В. Иваницкий, В. В. Матов, О. А.
Иванова, И. Н. Шарабарова «Ритмическая
гимнастика на ТВ». Москва «Советский
спорт» 1989.
Н.Г. Куприн учебно-методическое пособие
«Музыкальное развитие дошкольников».
Екатеринбург, 2006.
Е.В. Сулим «Детский фитнес. Физкультурные
занятия для детей 3-5 лет». Москва «ТЦ
сфера», 2016.
Научно-практический журнал «Инструктор по
физкультуре». «ТЦ Сфера», №2, 2013.
14
Формы, методы, приемы
обучения. Педагогические
технологии
Методы:
Наглядный
1. Наглядно-зрительные
приёмы:
показ
физических
упражнений и использование
наглядных пособий (в данном
возрасте применяются, когда
детей
знакомят
с
новым
упражнением);
имитация;
зрительные ориентиры.
2. Наглядно-слуховые приёмы:
музыка, песни.
3. Тактильно-мышечные
приёмы:
непосредственная
помощь
инструктора
по
физической культуре.
Словесный
Объяснения;
пояснения;
указания;
подача
команд,
распоряжений,
сигналов;
Формы
учебного
занятия
Практические
занятие,
открытые
занятия
сопровождаются музыкальным
сопровождением
А. В. Иваницкий, В. В. Матов, О. А. Иванова,
И. Н. Шарабарова «Ритмическая гимнастика на
ТВ». Москва «Советский спорт» 1989.
- Игровой самомассаж: является
основой закаливания и оздоровления
детского организма
- Релаксация: помогает детям
расслабиться, мысленно погрузится в
заданную ситуацию
О.
Н.
Моргунова
«Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ». Практическое
пособие. Воронеж 2007.
вопросы и просьбы к детям,
беседы и.т.д.
Практический
Повторение упражнений без
изменения и с изменениями;
проведение
упражнений
в
игровой и в соревновательной
форме
Средства:
Гигиенические
факторы,
которые
способствуют
нормальной работе всех органов
и
систем
и
повышают
эффективность
воздействия
физических
упражнений
на
организм;
Физические
упражнения,
которые
обеспечивают
удовлетворение
естественной
биологической потребности детей
в
движении,
способствуют
формированию
двигательных
умений и навыков, физических
качеств, развитию способности
оценивать качество выполняемых
движений; формируют технику
выполнения движений.
Приемы
обучения:
игровая
деятельность,
самостоятельное
выполнение упражнений после
показа.
Педагогические технологии:
- игровые технологии
информационнокоммуникационные технологии
15
технологии
обучения
развивающего
И.
М.
Воротилкина
«Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ». Методическое
пособие. «Издательство НЦ ЭНАС» Москва
2004.
Уметь
выполнять
движения в
различном
темпе
Знать понятие
круг, шеренга,
колонна
Ориентирова
ться в
пространстве
,
самостоятель
но
Самостоятел
перестраиват
ьно
ься начинать
и
заканчивать
движение в
соответствии
с началом и
концом
Выполнять
музыкальной
изучаемые в
композиции
течение года
ритмические
и
музыкальные
композиции
Фамилия, Имя
Двигаться
под музыку с
предметами
№
Выполнять
танцевальны
е движения в
такт музыке
3.3. Формы контроля и оценочные материалы
н.г.
н.г.
н.г.
н.г.
н.г.
к.г.
к.г.
к.г.
к.г.
к.г
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
1
2
3
4
В течение занятий в начале и в конце года проводится наблюдение за воспитанниками, диагностика знаний и умений. Данные
диагностики заносятся в таблицу в виде цифр.
1 – двигательное действие выполняется только при непосредственном участии взрослого, его помощи;
2 – двигательное действие выполняется при направляющем участии взрослого, незначительной помощи;
3 – Двигательные действия проявляются в самостоятельной деятельности ребенка
16
4. Литература
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
– 272 с.
1.
2.
Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих
программ.
http://yunnat-01.gov67.ru/files/447/mr-dop-2019.pdf#page=1&zoom=auto,-174,848
Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
// Молодой ученый. — 2015.
— № 15 (95). — С. 567-572. — URL: http://moluch.ru/archive/95/21459/
3.
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации/
Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.
4.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные) /
Методические рекомендации поразработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2020.
– 60 с.
6.
Инструментарий работника Системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и
нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для
детей». – М.: Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана, 2017.- 608 с.
5.