Психологическая готовность к обучению

22.05.2025

Психологическая готовность к обучению.

Проблема психологической готовности к школьному обучению на 

сегодняшний день является достаточно острой. 

Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в 

первый класс общеобразовательной школы недостаточно готовыми к 

обучению. Что же это значит? Значит, что детей недостаточно сформированы 

компоненты школьной готовности: интеллектуальный, социальнопсихологический и эмоционально -волевой. 

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение 

эффективности обучения, во многом определяется тем, насколько верно 

учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. 

В структуре психологической готовности принято выделять следующие 

компоненты: 

 Личностная готовность. 

 Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой 

социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и 

обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к 

учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность 

входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к 

школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не 

внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), 

а возможность получать новые знания, что предполагает развитие 

познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно 

управлять своим поведением, познавательной деятельностью, у ребёнка 

должна быть сформирована учебная мотивация. Личностная готовность также 

предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. 

К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно 

хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и 

протекание учебной деятельности. 

 Интеллектуальная готовность. 

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка 

кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен обладать целостным 

восприятием, уметь обобщать, анализировать, сравнивать, классифицировать 

информацию, поводить аналогии, видеть логические связи, владеть смысловым 

запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, 

опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. 

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение 

выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, 

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации. 

 Социально – психологическая готовность. 

 Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, Хочу такой сайт

 благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и 

учителями. 

Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему 

необходимо обладать достаточно гибкими способами установления 

взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское 

общество, действовать совместно с другими. Таким образом, данный 

компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, 

умение принимать правила, нормы, режим школьной жизни. 

 Физическая готовность. 

Подразумевает общее физическое развитие: рост, вес, объём груди, 

мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, 

соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –

летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной 

системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и 

подвижности. Общее состояние здоровья. 

 Речевая готовность. 

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, 

монологической речи и грамматическая правильность. 

 Эмоционально-волевая готовность. 

Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать 

решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, 

преодолевать препятствия и у него формируется произвольность 

психологических процессов. 

Исследования показывают, что осознанное отношения ребёнка к школе 

определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы 

сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и 

прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт 

обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в 

деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих 

любимых учителях, общение со школьниками – выпускниками их детского 

сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, 

кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ, 

ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, 

подчёркивается значение книги, учения и др. 

Желаем успехов!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.05.2025

Дата обновления: 22.05.2025

Дата публикации: 22.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».