Психологическая готовность к обучению
22.05.2025
Психологическая готовность к обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению на
сегодняшний день является достаточно острой.
Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в
первый класс общеобразовательной школы недостаточно готовыми к
обучению. Что же это значит? Значит, что детей недостаточно сформированы
компоненты школьной готовности: интеллектуальный, социальнопсихологический и эмоционально -волевой.
Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение
эффективности обучения, во многом определяется тем, насколько верно
учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие
компоненты:
Личностная готовность.
Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой
социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и
обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к
учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность
входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к
школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не
внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради),
а возможность получать новые знания, что предполагает развитие
познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно
управлять своим поведением, познавательной деятельностью, у ребёнка
должна быть сформирована учебная мотивация. Личностная готовность также
предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.
К началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно
хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и
протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка
кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен обладать целостным
восприятием, уметь обобщать, анализировать, сравнивать, классифицировать
информацию, поводить аналогии, видеть логические связи, владеть смысловым
запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным,
опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.
Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение
выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности,
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Социально – психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и
учителями.
Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему
необходимо обладать достаточно гибкими способами установления
взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское
общество, действовать совместно с другими. Таким образом, данный
компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими,
умение принимать правила, нормы, режим школьной жизни.
Физическая готовность.
Подразумевает общее физическое развитие: рост, вес, объём груди,
мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели,
соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –
летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной
системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и
подвижности. Общее состояние здоровья.
Речевая готовность.
Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса,
монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевая готовность.
Считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать
решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации,
преодолевать препятствия и у него формируется произвольность
психологических процессов.
Исследования показывают, что осознанное отношения ребёнка к школе
определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы
сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и
прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт
обеспечивается, прежде всего, посредством включения детей в
деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих
любимых учителях, общение со школьниками – выпускниками их детского
сада, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов,
кинофильмов о школе, проведение совместных выставок детских работ,
ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум,
подчёркивается значение книги, учения и др.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2025
Дата обновления: 22.05.2025
Дата публикации: 22.05.2025