ДОП Психологическая азбука

Пояснительная записка
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения
дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет
ребенку. В настоящее время, у детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается
отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Факторами, отрицательно
влияющими здоровье ребёнка, являются большие нагрузки, как следствие раннего обучения дошкольников, и
дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб
формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.
Результаты проведённых современных исследований подтверждают наличие зависимости между нарушением
психологического здоровья и успешной учебной деятельностью. [2,3,14] Длительное пребывание ребенка в ситуации
учебной неудачи, способствуют появлению повышенной тревожности, невротических социальных страхов,
снижению самооценки. Важными факторами психологической адаптации ребенка к школе являются: формирование
адекватного поведения, установление контактов со взрослыми и сверстниками, овладение навыками учебной
деятельности, произвольность психических процессов и поведения, общительность, активность, эмоциональное
самочувствие. [1,3,4,9,12,] Актуальной задачей на сегодняшний день является формирование у детей старшего
дошкольного возраста психологических качеств, необходимых для успешного освоения учебной деятельности и
успешной адаптации к ступени начального общего образования.
Психологическая готовность к школьному
обучению – это формирование психических функций и социально – значимых качеств личности ребёнка, развитие
познавательного интереса, формирование предпосылок будущей учебной деятельности Познавательное развитие
предполагает формирование у детей познавательных действий, становление сознания, развитие любознательности,
воображения, творческой активности, познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира. По мнению Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению
заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных
процессов. (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). [7]. [5]
В старшем дошкольном возрасте они представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем
его мире, в себе самом и регулируют его деятельность. [3]

Решение задач по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста должно быть обусловлено
ориентацией на познавательные интересы ребёнка, самостоятельность, инициативность, активность, которые имеют
особое значение в период.
Содержание Программы построено на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учётом
возрастных особенностей и зон ближайшего развития ребёнка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методическую основу программы составляют: положения детской психологии, характеризующие особенности детей
дошкольного возраста, а так же, положения, раскрывающие принципы, содержание и педагогические условия воспитания
детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена с учетом принципов дидактики, учитывающих уникальность
дошкольного возраста детей. Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС
ДО [16]. Содержание Программы соответствует требованиям следующих документов: 1. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.; 2. Правовые документы, защищающие права ребенка: –
Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована в 1990 году), – Федеральный
закон " Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", – Конституция Российской Федерации. 3. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 4. Профессиональный стандарт «Педагог психолог (психолог в сфере образования)».
Цель программы:
Создание необходимых условий развития основных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста,
необходимых для успешной подготовки к школьному обучению.
Задачи:
1. Развивать познавательные процессы;
2. Развивать сенсорную и двигательную сферу;
3. Развивать познавательный интерес, мотивацию к познанию;
4. Активизировать словарь, развивать фонематический слух, чувство ритма.
5. Развивать умение оценивать успешность или недостатки своей деятельности;

6. Способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья;
7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона;
8. Развивать навыки коммуникативной деятельности;

Основные принципы работы с детьми:
1. Учёт уровня развития детей и их интересов, самочувствия, эмоционального состояния;
2. Последовательность;
3. Постепенное усложнение действий;
4. Повторяемость;
5. Принцип вариативности.
6. Принципы наглядности, систематичности, доступности.

Модули программы:
1 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти,
речи, мышления, воображения.
2 модуль включает комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарной
специализации;
3 модуль включает игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, в том числе с использованием
массажного мячика.
4 модуль включает игры и упражнения, направленные на снижение уровня нервно – психического
напряжения, профилактику переутомления.
5 модуль состоит из игр и упражнений, направленных на развитие навыков коммуникативной деятельности.

Структура занятий
Вводная часть:
1. Приветствие (эмоциональный настрой на занятие, формирование навыков группового сплочения)

Развивающая часть:
1. Игры
и
упражнения, направленные на
зрительно – моторной координации;

развитие

познавательных процессов,

координации

движений,

2. Логоритмические игры и упражнения;
3. Кинезиологические упражнения и упражнения для развития мелкой моторики;
4.Игры и упражнения, направленные на снижение уровня психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов,
тревожности;
Упражнения, направленные на

5.

профилактику

нарушений зрения, зрительного переутомления

Заключительная часть.
1. Подведение итогов
2. Рефлексия.
Материально – техническое оснащение:


картотека кинезиологических игр и игр по развитию мелкой и общей моторики;



массажные мячики;



рабочие столы, ковровое покрытие, массажные коврики;



упражнения для профилактики нарушений зрения,



альбомы для рисования, цветные карандаши;



развивающие настольные игры и пособия;



раздаточный материал и методическое оборудование в соответствии с тематикой занятия;

Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы: программы – 9 месяцев. Занятия проводятся с группами детей от 8 10 человек. Длительность занятия – 30 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Этапы реализации программы
Реализация программы осуществляется в три этапа:

Подготовительный этап:
-Оценка уровня развития познавательных процессов и навыков моторной деятельности;
-Содействие в усвоении детьми ритуалов и структуры занятия;
–Мотивация познавательной активности воспитанников.
Развивающий этап
-Проведение развивающих занятий с воспитанниками подготовительной группы.
Заключительный этап:
-Закрепление полученных знаний, умений и навыков в процессе реализации программы.
-Повторная диагностика, подведение итогов.
Планируемые результаты освоения программы:
 Формирование стойкой познавательной мотивации;
 Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки в тетради, зрительно – моторной координации;
 Улучшение процессов памяти, внимания, воображения, речи, мыслительной деятельности.

Критерии оценки достижения планируемых результатов
 Психологический комфорт ребёнка
 Улучшение показателей познавательного развития, мелкой моторики, зрительно – моторной координации среди
детей, посещаемых занятия;
Овладение необходимым объёмом знаний, умений, навыков необходимых для успешной адаптации к учебной деятельности.
Изучение уровня готовности детей к школьному обучению осуществляется по следующим методикам:
1. Изучение уровня развития ребенка проводится с применением методики экспресс диагностик в детском саду
Н.Н.Павловой и Л.Д. Руденко
2. Изучение эмоционально-волевой сферы – с применением диагностической методика «Графический диктант»
Д.Б.Эльконина
3. «10 слов» (по А.Р. Лурия) - определение объема непосредственного запоминания вербального материала.
4. Изучение уровня самооценки- методика «Лесенка» Дембо – Рубинштейн в модификации А.П Прихожан.
5. Изучение мотивов учения к школе Методика «определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург Мониторинг готовности
детей к школьному обучению проводится два раза в учебном году (в начале года и в конце года)

Тематическое планирование

месяц

тема

сентябрь

Диагностика уровня развития воспитанников Методики диагностики

октябрь

Развитие восприятия, внимания

2 занятия
2 занятия

Развитие зрительного восприятия

Содержание занятия

Упражнения: «Найди спрятавшихся зверей»; «Помоги
найти тень»; «найди отличия?» и др
Упражнения
«Кляксы»; «Контуры»; «Разрезные картинки»; «Выбор
недостающего фрагмента изображения»

2 занятия

Развитие слухового восприятия

2 занятия

Развитие
тактильного
дошкольников.

Ноябрь

Развитие воображения

2 занятия

Игры «Испорченный телефон»; «Узнай по звуку»; «Где
позвонили?» и др
восприятия Игры «Узнай предмет, фигуру, вещь и др»
Придумай рассказ по картинке.
На что покажи кляксы?
Превращаем фигуры в животных и др.

2 занятия

Развитие творческого мышления

О чем мог рассказать мыльный пузырь?
В стране волшебников.

2 занятия

Развитие логики

Игра «Посмотрим, что получилось»?

2 занятия

Развитие

Упражнения: «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь

Декабрь

произвольного внимания

точки», «Чего не хватает?»

Развитие наблюдательности.

Найди два одинаковых предмета»; «Кто спрятался на
картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия».

Развитие слухового внимания

Какие персонажи присутствовали в рассказе? Сколько было
из них животных, а рыб?

2 занятия
2 занятия

Кто первым предложил научить котёнка лаять? и др.
Развитие зрительной памяти

Что изменилось? Какие предметы поменялись местами? и
др

2 занятия

Развитие слуховой памяти

Прослушай и перескажи. Послушай и повтори.

2 занятия

Развитие наглядно-образного мышления

«Найди ошибки и исправь их»,
Разложи картинки последовательно.

Январь
2занятия

Развитие
мышления

предпосылок

логического Найди закономерность. Найди пару.
Как можно назвать одним понятием.
Что лишнее?

4занятия

Развитие словарного запаса

Опиши предмет.
Что можно шнуровать?
Что можно открывать?
Что можно откручивать?

Февраль
4занятия

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.
Массажные мячики.

4занятия

Подготовка руки к письму

Штриховка, обведи по точкам, дорисуй вторую половину и
др.

Март
4занятия

Развитие пространственной ориентации в Графические диктанты
тетради

4занятия

Игры на развитие мыслительных операций.

Обобщение, синтез, анализ.

Апрель

Игры на развитие мыслительных операций.

Сравнение

2занятия

Игры на развитие мыслительных операций.

Классификации (размер, форма, назначение предметов)

2занятия

Игры на развитие мыслительных операций.

Аналогии умение работать с понятиями.

2занятия

Игры на развитие мыслительных операций.

Выделение
предметов

май

Методический комплекс

Заключительная
психодиагностика
школьному обучения

2занятия

главных

и

второстепенных

признаков

готовности

к

Используемые игры и упражнения.
Упражнение на развитие слуховой памяти «10 слов»
Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.
Упражнение на развитие мышления «Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это …(сахар) и т.д.
Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций
«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например, Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он
находит нужный, показывает его. и т. Д (фрукты, мебель, одежда, обувь, транспорт)
Упражнение на моторику" Мы писали, мы писали,
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Ручки в стороны убрали.
Два притопа, два прихлопа
Топаем, хлопаем.
Началась опять работа.
(Потираем ладонью о ладонь.)
В небе птицы пролетали
(Руки чуть подняты над головой)
Птицы крыльями махали.
(и перекрещены, взмахи кистями рук.)
Ветер дул навстречу им,
(Машет руками на лицо, словно обмахиваясь веером)
Игра на моторику " Самолеты за облаками» Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.
Задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно
самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо). Варианты заданий: вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на
волнах, машины на дорогах и т.д.
Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Психогимнастика по Чистяковой. (Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка)
Упражнение развивает логическое, непосредственное запоминание.
«Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак,
сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в
три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью
– карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на
карточках. 2.Упражнение "По порядку" Психолог раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями.

Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же
порядке.
Упражнения на развитие внимания "Найди одинаковые картинки», "Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи
их"
Упражнение "Сравнение предметов»
Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня
Дидактическая игра "Классификация"
памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.
(15 сек.)
Упражнения "На развитие гибкости ума"
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
- Назови слова, относящиеся к спорту
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие водный спорт.
- Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.
Игра на внимание и мышление «Найди два одинаковых предмета»
Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют
некоторые отличия.
Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда
похожих.

Упражнения на развитие тонкой моторики
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному (несколько раз).
Релаксационное упражнение "Бабочка» Представь себе теплый, летний день. Лицо загорает, носик тоже загорает –
подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу
кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.
Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять
это упражнение в обратном порядке.
Игра на внимание "Бывает - не бывает".
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация
бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.
Упражнение на мышление «Обобщения"
Назвать одним словом предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....
Дидактическая игра "Найди пару".
Игра на мышление «Что где находится?»
Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, сп рава и слева, посередине.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто
находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет,
находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представь, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь,
расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя? Дождь
закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой
дождем?
Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой".
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".
Упражнения на развитие тонкой моторики. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее
выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (несколько раз).
Упражнение на воображение "Несуществующее животное" Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно
доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем
питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"
Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или
нет?…»
Игра на развитие мировоззрения "Кем (чем) был раньше?" Педагог, обращаясь к ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был
раньше?". Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед
(железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой),
лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).
Упражнение на словарный запас"Скажи коротко» Остаться на зиму … (зимовать)Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий
дождь … (дождик)Капля дождя … (дождинка)Маленькая лошадка … (пони)
Игра на скорость мышления «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок
должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама
несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш».
Упражнение на моторику «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и
расставить их). «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). «Ежик» (ладони соединить, прямые

пальцы выставить вверх) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный
и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх). «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки,
указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнение на мышление "Скажи обобщающее слово": - окунь, карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-…
чашка, тарелка -…- ботинки, туфли-…шапка, шляпа ..,куртка, пальто...медведь, барсук.., кукла, пирамидка...и т.д
Игра на зрительное внимание и мышление «Сложи из палочек» Ребенку показывается рисунок, который нужно сложить из
палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах
Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по Вашим указаниям вида: на верхнюю полку поставь кубик. Под ним
- куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
Игра на развитие мышления и внимания «Назови соседей». Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы,
мишки и т.д.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют
стрижку ножницами). «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой
руки вниз и свободно вращать их). «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой» (слегка согнуть
пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия). «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная
лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).
Игра на развитие мировоззрения и кругозора «Хорошо – плохо»
В игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны
и отрицательные. Ребенок рассматривает игрушку- грузовик.
Сначала выделяются положительные качества:
можно перевозить грузы;
хорошо вращаются колеса…
Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не поднимается;
фары не горят.
Игра на внимание «Самый зоркий» Ребенку показываются картинки на несколько секунд. Затем картинки прячут. Надо
перечислить предметы, которые запомнил. Упражнение на мышление «Вспомни по рифме».
Ко многим словам можно подобрать рифму. Например, часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога –
рога; матрешка – картошка.

Зачитываем ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок
должен вспомнить слова-рифмы к ним.
Игра на развитие внимания" Каскад слов"
Заранее подготовить список слов. Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть 2 слова,
3 слова и т.д. Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.
Игра на развитие мышления и восприятия "Говори наоборот" Педагог кидает ребенку мячик. Ребенок должен назвать
противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный,
пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий.
Упражнение на внимание "Найди одинаковые вещи" Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов. надо найти
два совершенно одинаковых
Упражнение на развитие скорости мышления: "Закончи слово" Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете
начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо. 3.Упражнения на развитие тонкой
моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя
руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный,
большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой
Упражнение на мышление «Троечки»
Оборудование.
Например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.).
Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье.
Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.
Игра для развития памяти «Повтори-ка» Психолог сообщает, сейчас мы узнаем, кто больше запомнит и повторит названий
разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор,
пока кто-нибудь не ошибется.
4 «Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.
Упражнение для развитие внимания "Я - фотоаппарат"
Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов) Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может

сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно
рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Игра для развития воображения "Пантомима". Эта игра предназначена для развития воображения и творческих
способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какоенибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Упражнение на моторику "Закончи узор"
Упражнение на развитие зрительного воображения.
Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он
должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.
Упражнение на развитие скорости мышления: "Закончи слово"
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай,
что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8)
пры, 9) ку, 10) зо.
Упражнения на развитие тонкой моторики
1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками
одновременно.
2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец,
безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой
Упражнение "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

Упражнение на внимание и память "Запомни и нарисуй". (Читается 2 раза) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера
так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая. Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера
так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький. Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так,
чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.
Упражнение для развития зрительной памяти "Запомни и назови"(по карточкам).
Игра для развития мышления и внимания "Не пропусти растение» Ребенок внимательно слушает слова, которые
произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, ребенок должен встать и тут же сесть. Слова, к
примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама,
дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан,
пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель,
сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...
Упражнениена развитие воображения и словарного запаса «На что похожи наши ладошки» Предложить обвести красками
или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка
и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Упражнение «Муха» На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха. Педагог рассказывает о том, куда
двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».
Упражнение на развитие мышления "Комбинирование".
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг,
треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать
вообще. Размеры фигур можно менять.
Упражнение на развитие восприятия и воображения "Точки".
Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок (рыбка, ракета, слон).
Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Необходимо использовать можно любое количество точек.
Упражнение "Запомни и назови» Ребенку предлагают посмотреть и запомнить картинки с изображением , затем убирают и
просят назвать что он запомнил.
Игра на развитие воображение «Камешки на берегу». Используется большая картина, изображающая морской берег.
Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство, с каким – либо предметом, животным,

человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки.
Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям
придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
Релаксация “Облака” Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака
– такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и
выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие,
ваши ножки легкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к
самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас,
это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы
расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Упражнение для развития внимания и памяти "Вещи вокруг нас" Психолог предлагает внимательно осмотреть кабинет в
течение 3 мин. Потом ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на
стене?» и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.
Упражнение "Нарисуй-ка"
Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа
вставлены морковки. Глаза из угольков.

Игра на развитие мышления "Подбери слово"
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей
паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо - …? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что
колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть
колесо.

Игра для развития памяти «Кто наблюдательнее?» Предложить посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его,
отвернуться и подробно описать. (несколько раз)
Упражнение на моторику «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это
упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт
«Раз!». (несколько раз)
Упражнение на моторику "Лодочка "Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик), (несколько раз).
Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее? Почему?"- таракан, муха, муравей, оса, жук, комар,
самолет;- тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;- лиса, заяц, медведь, пчела;- машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.
Игра на развитие памяти «Как это можно использовать?» Найти наиболее большее число вариантов использования какого
предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок
называет такие варианты: Рисовать Писать ,Использовать как палочку, Указка ,Градусник для куклы и т.д.
Упражнение на развитие мышления «Собираем бусы»
Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических фигур.
Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем нарисовать бусы по памяти.
Игра на развитие мышления, моторики и воображения, словарного запаса "Разговор с руками".
Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы,
причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с
пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы
не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что),
но иногда не слушаются своего хозяина.
Упражнение на моторику «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь,
большой палец удерживает мизинец на ладони) несколько раз.
Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай,
что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) ра, 2) ма, 3) за, 4) ску, 5) му, 6) до, 7) ос, 8)
ска, 9) ку, 10) ла.

3.Упражнения на развитие тонкой моторики
1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками
одновременно.
2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец,
безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой
Игра "Месяц зимы"
Сентябрь, ноябрь, март, январь, июль
Игра» Наоборот скажи-ка!"
Психолог предлагает закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.
Список литературы:
1.Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и
методическое пособие. – М.: УМК «Психология», 2003 год.
2.Газета "Школьный психолог" 2005-2006 гг. Гамезо М.В., Герасимова В.С., 3.Орлова Л.М. Младший школьник:
психодиагностика и коррекция развития.- М.: «Альфа», 1994г. Мухина В.С.
4.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5.Особенности психического развития детей 6-7-и летнего возраста под ред. Эльконина Д.Б.- М.: «Педагогика», 1989 г.
6.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших учебных и средних
специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
7.Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия.- СПб.:«Питер», 2002 г.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная деятельность психолога образовательного
учреждения. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.

9.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
10.Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: АРКТИ, 2009.
11.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у
дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008. Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить
психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.
Приложение .
Диагностика нервно- психического развития по комплексу экспрессдиагностик Н.Н. Павловой и Л.Д. Руденко Диагностика
подготовительных к школе групп. После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают
выполнить следующие задания.
1. Личностная готовность
Субтест 1. «Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю
ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»
Критерии оценки
• Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).
• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке. В Протоколе
отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания»

отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал
большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.
2.Мелкая моторика рук
Субтест 2. «Вырежи круг»
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен
постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.
Критерии оценки
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной
— 1 балл.
• Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает. 3. Интеллектуальная
готовность
Субтест 3. «Домик» (внимание)
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного
внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед
испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой
же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо
проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно
задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки
• Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
• Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
• Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.
Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за данного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, или «залезание» линий одна за другую.
В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит
карандаш, как сидит во время рисования и т.п.
Субтест 4. «10 слов» (память)
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают
воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру
повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.
Критерии оценки
• Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кривая запоминания носит возрастающий характер, достигая 8—10 слов,
— 2 балла.

• Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил 5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл.
• Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырех кратного повторения — 0 баллов.
Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок.
Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке. В Протоколе должно быть записано количество слов,
воспроизведенных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.
Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление)
Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало
каждого предложения и придумать его завершение.
Критерии оценки
• Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил предложения грамматически верно три раза — 2 балла.
• Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в одном случае — 0 баллов.
В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завершил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько
грамотно и развернуто составлены предложения.
Субтест 6. «4-й лишний» (мышление)
Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех
предметов лишний. Почему?»
Критерии оценки
• Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах и правильно объясняет свой выбор — 2 балла.

• Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может объяснить свой выбор — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.
Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь)
Цели: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в
наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают
внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было
составить рассказ».
Критерии оценки
• Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2
балла.
• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и
вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
• Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок —
0 баллов.
В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются интересные речевые
высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая
правильность речи.
Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление)
Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.

Процедура проведения. Ребенку предлагают определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и
заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.
Критерии оценки
• Ребенок верно находит закономерности по двум признакам и обосновывает свой выбор — 2 балла.
• Ребенок находит закономерность только по одному при знаку — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.
Субтест 9. «Рисунок человека»
Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой
моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
• Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
• Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
• Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в
Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом
рисует и т.п.
Субтест 10 «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие)
Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе
зрительного соотнесения частей.

Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладываются разрезанные изображения сначала одного, затем другого
предмета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
• Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самостоятельно — 2 балла.
• Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб
самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.
Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что
она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.
Критерии оценки
• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.
Развитие произвольности
Субтест 12 «Запрещенные слова»
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и
"нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял
правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
1 . Ты хочешь идти в школу?
2.Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3.Ты любишь, когда тебе читают книжки?
4.Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
5.Ты любишь гулять?
6.Ты любишь играть?
7.Ты хочешь учиться?
8.Ты любишь болеть?
9.Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу чается?
10.Тебе нравится заниматься в детском саду?
11. Тебе нравятся школьные принадлежности?
12.Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
Критерии оценки
• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
• Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно
отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.
В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов
оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школу.

Субтест13. «Графический диктант»
Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность
самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек
надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию
начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке
стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна
клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка
вправо. Дальше продолжи узор сам. Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю
диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо.
Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна
клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор». Теперь поставь
карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна
клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево.
Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».
Критерии оценки
• Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
• Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не
соответствует диктуемому — 1 балл.
• Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—О баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание.
В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша,
специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш. Психологическое консультирование по
результатам обследования После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог
составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для
воспитателей и специалистов

Каковы критерии психологической готовности ребёнка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к
получению новых знаний);
 умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из
проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
 умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
 развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
 пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева справа);
 координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор,
фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
 развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение
правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
 развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
 развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с
конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).


Какова продолжительность занятий с ребёнком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по
индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия
необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны ребёнку в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, пластилином;
рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
















Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять
приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно
составлять связный рассказ по картинкам.
Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному,
сравнивать числа.
Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные
задачи на сложение и вычитание.
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать
(копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.).
Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать
времена года.
Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».