ДОП Логика в квадрате

Содержание программы
Раздел 1. Пояснительная записка.
1.1. Основные характеристики программы
1.2. Деятельность участников образовательного процесса
1.3. Актуальность
1.4. Педагогическая целесообразность:
1.5. Новизна программы:
1.6. Цель программы
1.7. Задачи программы:
1.8. Отличительная особенность программы:
1.9. Адресат программы
1.10. Планируемые результаты освоения программы:
1.11. Перечень форм обучения
1.12. Материально-техническое обеспечение реализации программы
1.13. Кадровое обеспечение
Раздел 2. Содержание программы

Раздел 1.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основные характеристики программы
- наименование: дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Логика в
квадрате»;
- форма обучения – очная;
- возраст учащихся – 4-7 лет;
- срок реализации – 1 год;
- объем учебной нагрузки – 66 часов;
- нормативная наполняемость – до 6 человек в группе;
- форма организации образовательного процесса – групповое занятие;
- периодичность и продолжительность занятий – 2 занятия в неделю продолжительностью 0,5 часа.
1.2. Деятельность участников образовательного процесса
регламентируется следующими документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
- Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "«Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Уставом МАДОУ ПМО СО «Детский сад №65»;
1.3. Актуальность:
Игра в жизни детей имеет огромное значение. Элементы игры присутствуют во многих сферах нашей жизни. Игры являются
основополагающими при обучении и воспитании детей. Через настольные игры дети учатся думать, общаться друг с другом. Каждая
настольная игра есть интеллектуальное противоборство, при котором выигрывает не случайность и везение, а умение логически и
стратегически мыслить. Настольные игры строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В основе настольных игр заложены
общественные особенности современной жизни, правила игры подчинены анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной
активности.
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации.
Основами программы являются:
привлечение внимание детей к настольным играм;
расширение игрового взаимодействия со сверстниками;
замена виртуальных игр на "коллективные игры различной направленности (активные, интеллектуальные, настольные), благотворно
влияющие на психическое и физическое здоровье детей.
1.4. Педагогическая целесообразность:

Игра – это и есть учебный процесс, в результате которой у детей формируются знания, умение и опыт, а также развиваются
интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка.
Важно с наибольшей полнотой раскрыть индивидуальные особенности детей, их творческие устремления.
Практическая значимость изучаемого предмета обуславливается тем, что обучающийся проходит путь от простого увлечения
популярной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству. Воспитание
творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов научной организации труда облегчает процесс дальнейшего
образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
1.5. Новизна программы:
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и направлена на обучение детей разработке и
проведению интеллектуальных игр и организации мероприятий, связанных с ними.
1.6. Цель программы:
Использование различных видов игр, как одного из способов организации совместной деятельности, способствующей развитию
социальных навыков, интеллектуальному развитию и повышению общекультурного уровня.
1.7. Задачи программы:
образовательные:
• овладевать основами игровых технологий;
• формировать практические умения коллективной игровой деятельности;
• формировать умениям и навыки организаторской деятельности, самоорганизации.
развивающие:
• развивать познавательную активность и способность к самообразованию;
• развивать творческий, культурный, коммуникативный потенциал в процессе участия в совместной игровой деятельности;
• развивать лидерские качества личности;
• развивать эрудицию, воображение, фантазию, логику и творческие способности;
воспитательные:
• воспитать культуру взаимоотношений, способствовать воспитанию чувства взаимопомощи и взаимовыручки, научить детей
приёмам бесконфликтного общения;
• развить навыки совместной работы, и умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий.
1.8. Отличительная особенность программы:
Программа заключает в себе разнообразие и большой объем получаемых знаний: кроме непосредственно игровой деятельности,
предусмотрены теоретические занятия по истории возникновения и развития настольных игр, их влияния на различные мировые культуры.
1.9. Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 4-7 лет.
При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, особенности в объяснении игры,
распределение ролей, роль педагога.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях,

которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение
ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей:
они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей. Учителю нужно помочь детям понять это новое положение,
поддерживать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания,
общения, деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых,
учитель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации,
побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной
задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости
от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её), обдумать путь к её достижению,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Задача учителя — пробудить интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной,
художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Дети 5,6 – 7лет начинают проявлять интерес к
будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой. Интерес к школе развивается естественным
путём: в общении с учителем, через встречи с учителями предметниками, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетноролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать
школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Поэтому необходимо развить внимание
и память детей, формировать элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют
разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего
правила, выполнения действий с условиями.
Начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения.
Ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Ребёнок может преодолеть эгоцентризм и принять в расчёт позицию собеседника. В играх проявляется не только то, что ребёнок узнал из собственного опыта,
но и то, что он усвоил из книг, рассказов взрослых, а также из тех ситуаций, которые он наблюдал со стороны.
Существенно усложняется диалогическая речь: дети способны активно участвовать в беседе, довольно полно и просто отвечать на вопросы,
дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Кроме того, совершенствуется и
монологическая речь (с опорой на наглядный материал дети могут составить описание картинки и т.д.). Также появляется возможность
пересказывать литературные произведения.
Детям всё чаще приходится решать более сложные и разнообразные задачи, требующие от него выделения и использования связей и
отношений между предметами, явлениями, действиями. Мышлению присуща конкретная образность.
Знают обобщающие слова основных категорий. Основные вопросы: «Откуда это взялось? Из чего это сделано? Что будет после...?» Дети попрежнему задают много вопросов об устройстве мира и хорошо запоминают объяснения взрослых, поскольку широко
используют произвольное запоминание. Значительного развития достигает словесно-логическая память. Увеличивается объём
запоминаемого материала.

Развитие воображения проявляется первыми мечтами о будущем. Дети способны создавать свои воображаемые миры и населять их
воображаемыми персонажами. В рисунке могут изобразить не существующие в природе предметы.
Произвольное внимание всё еще остаётся довольно неустойчивым, ребёнок легко отвлекается на внешние раздражители. Дети становятся
способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Благодаря умению
внимательно рассматривать предметы, формируется новое качество — управляемость восприятия. Появляется систематическое
рассматривание, движение взора характеризуется последовательностью.
1.10. Планируемые результаты освоения программы:
образовательные:
⋅ овладеют основами игровых технологий;
⋅ сформируют практические умения коллективной игровой деятельности;
⋅ овладеют умениями и навыками организаторской деятельности, самоорганизации.
развивающие:
будут развиты
⋅ познавательная и активная деятельность, мотивация к самообразованию;
⋅ творческий, культурный, коммуникативный потенциал;
⋅ лидерские качества личности;
⋅ эрудиция, воображение, фантазия, логика и творческие способности, а так же способности в анализе, сравнении, обобщении,
классификации, обдумывании и планировании своих действий, аргументации своих высказываний;
воспитательные:
⋅ у детей будут заложены основы культуры взаимоотношений, чувства взаимопомощи и взаимовыручки,
⋅ они овладеют приёмами бесконфликтного общения;
⋅ сформируют навыки совместной работы, и умения работать самостоятельно, правильно оценивать смысл и последствия своих
действий.
Основные принципы реализации программы:
⋅ единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
⋅ деятельный подход к реализации содержания программы;
⋅ интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;
⋅ психологическая комфортность — создание условий для раскованной
⋅ деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность ребенка;
⋅ креативный подход — воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно делать выбор и принимать решения.
1.11. Перечень форм обучения
Используемые методы для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных
программой при обучении детей: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично поисковый, поисковый.
1.12. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

• Кабинет, столы, стулья;
• Комплекты настольных игр по программе;
• Бумага, ножницы, клей, картон (для изготовления раздаточного игрового материала);
1.13. Кадровое обеспечение:
Требования к кадровому обеспечению программы:
• соответствие педагогического работника требованиям профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н;
• Знания в социально-гуманитарной направленности.
В 2025-2026 учебном году программу реализует педагог-психолог: Барышникова Н.Р.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
№
п/п
1

Темы

Количество часов
всего
теория
2
0,5

практика
1,5

Форма контроля

4

1

3

12

3

9

3

Знакомство
Диагностика (игры в
известные игры)
Игры на внимание, скорость
и реакцию
Игры на клеточном поле

4

Кооперативные игры

12

3

9

5

Игры головоломки

8

2

6

6

Игры-ходилки

12

3

9

7

Игры с числами

9

1,5

7,5

8

«Камень, ножницы, бумага»
мастер-класс (создание

3

0,5

2,5

2

собственной картотеки игр)

Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа,
фотоотчет
Наблюдение, беседа,
фотоотчет
Наблюдение, беседа,
фотоотчет
Фотоотчет,
формирование
Наблюдение, беседа,
фотоотчет
Наблюдение, беседа,
фотоотчет
Буклет, фотоотчет

9
10

«Бросай кубик!» турнир
2
Семейные игры. Игры с
2
родителями
Итого: 66

0,5
0,5

1,5
1,5

16,5

49,5

Фотоотчет
Фотоотчет, отзывы
родителей

2.2. Содержание учебного плана
Знакомство
Диагностика (игры в известные игры)
Игры на внимание, скорость и реакцию: чупер, доббль, куры, лисы, 5 яиц
Игры на клеточном поле
Кооперативные игры
Игры головоломки
Игры -ходилки
Игры с числами:
«Камень, ножницы, бумага» мастер-класс (создание собственной картотеки игр)
«Бросай кубик!» турнир
Семейные игры

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические рекомендации.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием
всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В педагогическом процессе игра выступает как
средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у воспитанников. Эти возможности можно реализовать в
свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая безусловно воспитывает ребёнка, раскрывает его талант, учит общению со
сверстниками.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ,
выяснением ее социальной природы, значения для развития ребёнка в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В данной программе игровая технология применяется как самостоятельная.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны
педагога и ребёнка. В организации игры все должно быть продумано до мелочей.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
1. Этап подготовки (определение цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры,
разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
В подготовку к проведению игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение
знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной
группы;
определение наиболее удобного времени проведения игры;
выбор места для игры;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуальное участие);
подготовка необходимого материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
подготовка к игре самого педагога (изучение и осмысление всего хода игры, своего места в игре, методы руководства игрой и пр.);
подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи).
2. Этап проведения (непосредственно процесс игры).
Этот этап включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая
беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на
чёткое выполнение правил;
показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае
игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
участие педагога в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется
возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задач, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих
(советом, вопросом, напоминанием).
3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно
судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и
дисциплинированность.
Заканчивая игру, необходимо вызвать у детей интерес к продолжению, создать радостную перспективу. Можно сказать: «Новая игра
будет ещё интереснее».
Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в
достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того,
анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную

работу с ними. Самокритичный анализ прошедшей игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её
новым материалом в последующей работе.
Требования к проведению игр.
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной
смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности,
основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер
ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику
возможность проявления инициативы.
Применение игровых технологий не только способствует стимуляции познавательных интересов и активизации деятельности
учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память;
2) игра стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает внимание;
3) развивает коммуникативные навыки - в составе команды каждый ребенок несёт ответственность за весь коллектив, каждый
заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Для более успешной реализации программы и получения высоких результатов обучения применяются и другие педагогические
технологии:
1. Проблемного обучения (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер и др.);
В результате применения технологии у детей развивается внимание, наблюдательность,
активизируется мышление, познавательная деятельность, самостоятельность и нестандартность мышления.
2. Педагогика сотрудничества. (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. Ш.А. Амонашвили). Основана на
многостороннем взаимодействии внутри учебной группы и взаимодействии педагога с группой. В условиях сотрудничества успешнее
решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал, ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт,
ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения.
3. Групповые технологии (В.К. Дьяченко).
Применение технологии позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное
распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Все педагогические технологии, применяемые в дополнительном образовании детей сориентированы на решение сложных
психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать
результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для ПДО:
1. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Методическое пособие для педагогов начальной и средней
школы. – Калуга: издательство «Адель», 2007–32с.
2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии –М: Просвещение, 2014. – 541 с.
3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – 3-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2018. – 112 с.
4. Кларин М.В. Дидактический потенциал игры в современном обучении. Журнал «Дидактика в современных социокультурных
условиях. Учебное пособие», 2015, 158- 173 с
5. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2017.
6. Осмоловская И.М., Иванова Е.О., Кларин М.В., Сериков В.В., Алиев Ю.Б. Дидактическое моделирование инновационных
образовательных практик; место издания Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2019, 226 с.
7. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…: Психол. практикум - Дубна: Феникс+, 2017 - 128 с.;
8. Сорокина И. Р., Хорева С. А., Галкина П. Н. Игра как один из методов досуговой деятельности в системе дополнительного
образования, М: Молодой ученый. — 2015. — №13. —709-713 с
9. Ушманова В. Настольные игры как средство развития математических представлений у детей. Игра и дети. - 2014. - № 3 - С. 10-11
10.Шевченко, О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе. Образование и воспитание. — 2019. — № 5, 51-53 с
11.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
Для родителей и детей:
1. Гитлиц А. В. (переводчик) Дневник Стива, застрявшего в Minecraft., изд.: БОМБОРА, 2021-104 с
2. Мария Луиза Нюш «Игра из глубины души: О способности детей играть в исцеляющие игры», издательство: Наири, 2016
3. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд.- Питер. Мастера психологии, 2017, -304 с
4. Питер Грей Свобода учиться. Игра против школы; издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016- 313 с
5. Тендрякова Мария «Игровые миры: от homo ludens до геймера», издательство: Нестор-История, 2015
6. Топ настольных игр по мотивам Литературных произведений, электронный ресурс https://www.eduneo.ru/top-nastolnyx-igr-pomotivam-literaturnyx-proizvedenij/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».